Каково состояние российской науки и технологий в Арктике?

В последнее время относительно крупные научно-технологические разработки в российской Арктике ограничиваются 1-2 успешными практиками, одна из которых не безызвестная станция «Снежинка». Постараемся более подробно рассказать, что изменилось в период с февраля 2022 по февраль 2023 г.

МАС «Снежинка» — круглогодичный и полностью автономный комплекс, создаваемый на базе возобновляемых источников энергии и водородной энергетики, без дизельного топлива

Итак, в России существует более 500 организаций, в 50 регионах, которые занимаются экспертизой, научными исследованиями и передовыми разработками по широкой арктической проблематике. И не без оснований.

Ведь технологическое развитие Арктики является государственным приоритетом. Об этом говорится в Указе президента об Основах государственной политики РФ в Арктической зоне до 2035 года. Кратко напомним, что в него входит:

· Проведение фундаментальных и прикладных исследований по направлениям научно-технологического развития, организация экспедиций в Арктике;

· Разработка и внедрение передовых технологий для Арктики;

· Усиление природоохранной деятельности в Арктике;

· Разработка инфраструктурных ноу-хау в условиях глобального изменения климата;

· Разработка здоровье-сберегающих технологий в Арктике;

· Развитие научно-исследовательского флота Российской Академии наук.

В условиях внешнего санкционного давления, когда нарушаются логистические цепочки поставок продукции, в российской Арктике продолжается развитие портовой инфраструктуры для Северного морского пути. Утверждён объём бюджетных инвестиций в строительство нефтяного терминала Порт “Бухта Север”. За счёт федерального финансирования будут проведены работы по углублению акватории порта, установлены средства навигации и пр. Это даст возможность проводить морские суда ледового класса с суммой полезного груза свыше 120 тыс. т. Ввод в эксплуатацию новой портовой инфраструктуры намечен на 2024 год.

Для повышения точности оценки метеорологической и навигационной обстановки к середине 2025 года будет создана новая цифровая экосистема СМП. Речь идёт о создании «ледового навигатора». Это позволит с высокой точностью проложить безопасный маршрут в постоянно изменяющихся условиях Северного Ледовитого океана.

Важную роль в деятельности по защите и планомерному освоению Арктики играет Северный флот. В августе-октябре 2022 года суда арктической группировки Северного флота провели одиннадцатый ежегодный поход по Северному морскому пути. Обрабатывается оборона островов и материкового побережья, высадка десанта, антитеррористические учения, и многое другое.

В части освоения арктических недр имеет смысл сказать о системе «Капитан». Система была запущена в 2019 году. Это цифровая программа отвечает за управление логистикой в суровом климате Арктики. Искусственный интеллект пересчитывает график движения танкеров и отгрузок энергосырья с терминалов и выбирает оптимальный маршрут для судов из более чем 66,5 млн вариантов. Благодаря ей, удельные затраты на вывоз 1 тонны арктической нефти уже сократились на 12%.

Продолжается работа по обновлению научно-исследовательского флота. В рамках этого направления запланировано строительство экспедиционного судна «Иван Фролов». Ожидается, что новое судно придёт на смену двум кораблям – «Михаил Сомов» и «Академик Фёдоров», первый из которых был построен в 1975 году, а второй – в 1987 году. Новое судно сможет обслуживать действующие российские станции в Антарктиде и Арктике. На новом корабле разместится 20 научных лабораторий, а также вертолётная площадка, которая сможет принимать Ми-8, Ми-38 или Ка-32.

В рамках создания арктической орбитальной спутниковой группировки к 2024 году на орбиту планируется вывести два космических аппарата «Арктика-М», которые будут предоставлять данные о гидрометеорологической обстановке в высоких широтах, а также три космических аппарата радиолокационного наблюдения. К 2026 году – четыре спутника «Экспресс-РВ» для предоставления широкополосного доступа к сети Интернет в российской Арктической зоне.