О перспективах «Северного морского пути»

26 января, в молодежном иннопарке Петрозаводского Государственного университета состоялась открытая лекция вице-президента Ассоциации «Северный морской путь» Владимира Харлова.

Владимир Харлов является Вице-президентом по работе с партнерами Ассоциации «Северного морского пути». А Северный морской путь, как известно, является кратчайшим морским путем между Европейской частью России и Дальним Востоком, и законодательно определён как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике».

Маршрут транспортировки грузов с Дальнего Востока в Европу с использованием Северного морского пути (обозначен синим — более 14 тыс. км) и альтернативный путь, использующий Суэцкий канал (красным — более 23 тыс. км)

Мы задали эксклюзивно несколько вопросов Владимиру Харлову в Арктическом центре ПетрГУ:

Владимир Галактионович, нам бы хотелось узнать ваше мнение с учетом нарастающего геополитического напряжения, противостояния «коллективного Запада» и Российской Федерации в Арктике. Сохраняет ли «Северный морской путь» перспективу выхода на уровень конкурентоспособного международного транспортного пути?

Владимир Харлов: Ситуация после 24 февраля 2022 года серьезно осложнилась. Тем менее, это не заставляет нас прекращать всякую международную деятельность на трассе «Северного морского пути». Просто сейчас мы выходим на Восток! Мы называем восточную часть пути – «инфраструктурой пустыни». А сейчас Индия, Китай, Индонезия, Вьетнам – это наши партнеры. Причем, 85 % грузов по трассе Северного морского пути – это энергетические грузы.

А как обстоят дела у нашего Онежского судостроительно-судоремонтного завода в контексте отправок грузов по «Северному морскому пути»?

Владимир Харлов: Компания «НОВАТЭК» недавно вела переговоры с Онежским судостроительно-судоремонтном заводом. Было высказано пожелание более тесного сотрудничества с предприятием, но там есть нюансы: Сейчас заводу необходимо повысить качество судостроения специально для условий СМП. Мы договорились о встрече представителей завода с менеджментом «НОВАТЭК», и эту ситуацию подправят.

Как известно, обустройство инфраструктуры «Северного морского пути» требует колоссальных капитальных вложений. Причем, общие суммы таких затрат нам неизвестны. Каким образом, на ваш взгляд, определяется эффективность «Северного морского пути», транспортного маршрута для государства и бизнеса?

Владимир Харлов: Да, международное составляющее «Северного морского пути» важно, но это – не Суэцкий канал. СМП – это Арктика, это высокие тарифы и суровые условия, это не дешевый, пока что, способ. Мы еще только к 2024-2025 году перейдем в режим круглогодичных работ на трассе Северного морского пути, и то, это будут караванные составляющие. Суэцкий канал сегодня *- это 2 миллиарда тонн грузов в год, а мы должны выполнить поставленный президентом план наращивания грузопотока к 2024-му году до 80 миллионов тонн. 2 миллиарда и 80 миллионов тонн – это сильно разные цифры.

Каковы, по-вашему, наши ближайшие перспективы и самые важные проблемы в контексте «Северного морского пути»?

Владимир Харлов: Если не будет постоянного населения в Арктической зоне Российской Федерации, то эта территория будет не нашей. Мы не совсем правильно считаем, когда говорим, что инфраструктурный проект СМП не понятен. Там огромнейшее количество полезных ископаемых: никель медь, нефть, газ. Во-первых, нам надо подтягиваться, больше учиться, и во-вторых, Север все равно дает отдачу. Кроме того, население должно увеличиваться, а не уменьшаться. Мы недавно обсуждали этот вопрос с Министерством Дальнего Востока и Арктики: А сколько жителей должно жить в Арктической зоне? Вот, пока что живет 2,5 миллиона. Пока не понятно, сколько нужно, но, главное, чтобы не уменьшалось. В-третьих, мы очень большое внимание должны уделять людям, так называемых этнических народов Крайнего Севера. К примеру, мы с министром экономического развития Карелии Олегом Александровичем Ермолаевым обсуждали, что, к сожалению, очень большие запретительные меры сложились в Республике Карелии. И это является преградой, для достижения наших взаимных целей.

Также мы должны сделать «Северный морской путь» более социальным. Мы вообще все считаем, что есть большой морской путь -это танкеры, это заводы. А есть и «Малый северный морской путь», который может стать доступным каждому, чтобы каждый житель, к примеру, Карелии чувствовал: «это и моя важная часть», «это мой образ жизни», «это и мои деньги, и «мои доходы». Чтобы каждый человек из Арктики чувствовал, что он здесь востребован, что он здесь нужен, и что он приносит пользу. Да, государство должно заботиться о людях. Но и люди тоже должны быть арктическими патриотами, должны больше учиться, больше читать, больше узнавать, чтобы гордиться своей родиной, Арктикой, нашими перспективами и безграничными возможностями!

Владимир Галактионович, спасибо за уделенное время и ответы на ряд вопросов, на которые, безусловно, нет однозначного ответа. В завершении, невольно вспоминается народная мудрость: если все участники начнут осознавать свои болезни, то это уже начало пути исцеления.

Беседу вела Екатерина Серова