Северный морской путь за 65 дней

1 октября 1932 года завершилось легендарное прохождение Северного морского пути за одну навигацию. Этот день стал официальной датой рождения «Севморпути», получившего с этого момента новые перспективы и значение.

Экспедиция советских мореплавателей на корабле «Александр Сибиряков» первой в мире прошла путь от Архангельска до Петропавловска-Камчатского без остановок всего за 65 дней. До этого подобная попытка была предпринята только однажды. Шведская экспедиция не смогла тогда преодолеть намеченный путь и вынуждена была остановиться, не дойдя до Берингова пролива.

«Счастливчик»

Легендарный ледокольный пароход был куплен Российской империей в 1915 году для зимних рейсов в Белом море. Корабль был построен в 1908 году и назывался изначально «Bellaventure», в переводе с итальянского «Удачливый». В 1916 году он был переименован и стал носить имя мецената, исследователя Сибири, одного из инициаторов освоения Северного морского пути Александра Сибирякова. Известно, что команда с любовью называла между собой судно «Саша».

В Первую мировую войну «Александр Сибиряков» перевозил военные грузы от стран-союзниц по Белому морю, а по окончании войны использовался в весеннем зверобойном промысле и навигации.

«И ты порой полжизни ждёшь, когда оно придёт твоё мгновение»

28 июля 1932 года ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием лучшего в СССР полярного капитана 2-го ранга Владимира Воронина начал свой путь по Северному морскому пути. Начальником экспедиции назначили географа и математика Отто Шмидта, его заместителем полярного исследователя, океанолога Владимира Визе. В экипаж корабля вошли 36 опытных моряков-полярников. Среди участников был и Фёдор Решетников, тогда начинающий художник, автор будущей картины “Опять двойка”.

Выбор корабля – первопроходца Северного морского пути был не случайным. «Сибиряков» не был «прожорлив» и имел меньший расход топлива, чем у других крупных арктических кораблей. Кроме того, полностью отвечал поставленной задаче – понять любому ли судну доступен сквозной проход. Если проходил «Сибиряков», то пройдут и другие.

3 августа «Сибиряков» уже был у острова Диксон. Пополнив запасы угля, без остановки полярники пошли дальше, к Северной Земле. В море Лаптевых вошли в итоге не через пролив Вилькицкого, а обойдя Северную Землю, и в этом тоже став первыми в мире.

Спустя 10 дней, 14 августа, судно достигло острова Домашний. Ледовая обстановка позволяла. Забрав на острове у зимовщиков карту Северной Земли, двинулись дальше по чистой воде. Обогнув с севера остров Комсомолец архипелага Северная Земля, из Карского моря и моря Лаптевых экспедиция добралась до бухты Тикси. По пути из Тикси ледокол взял на буксир два парохода и довёл их до устья Колымы.

Задачу выполнить любой ценой

Первый многолетний торосовый лёд «Сибиряков» встретил уже в начале сентября в Чаунской губе. Обшивка корабля трещала. Морякам приходилось взрывать лёд — на каждый взрыв требовалось по 20 килограммов взрывчатки. Движение экспедиции не остановилось.

10 сентября ледокол поджидала новая беда. При столкновении с огромной льдиной в районе острова Колючин корабль получил повреждение лопастей винта и не смог двигаться дальше. Одна лопасть отвалилась полностью, вторая сломалась наполовину, ещё от двух остались только трети. В экстремальных условиях полярники поменяли винт прямо во льдах. Чтобы поднять корму судна для ремонтных работ, в носовую часть ледокола перегрузили 400 тонн угля и весь запас продовольствия. Полностью завершить аварийные работы удалось только к 16 сентября. Ледокол двинулся к Берингову проливу, но уже через сутки у него сломался упорный подшипник, а ещё через день конец гребного вала, ушедшего на дно вместе с винтом. Экспедиция находилась в районе острова Идлидля в Чукотском море, приблизительно в 842 километрах от Берингова пролива. Команда понимала, что исправить поломку на этот раз самостоятельно будет невозможно.

«Раздается ужасный треск — такого мы ещё не слыхали, потом наступает жуткая тишина. Это уже не лопасть, это обломался конец гребного вала, и мы потеряли весь винт, который лежит теперь на дне морском. “Сибиряков” перестал быть судном и сделался игрушкой течений и ветров», — так описывал случившееся Визе.

Ветер и течение швыряли судно из стороны в сторону, но капитан Воронин был уверен, что «Сибирякова» можно вывести в Берингов пролив и без винта. Была рассчитана скорость дрейфа на восток. Она составила порядка полумили в час. Экипаж в таких условиях рассчитывал проходить ежедневно 12-13 миль (19-20 километров). Если фортуна будет на стороне полярников, пароход доберется до пролива за неделю, предполагали они. В течение трёх суток судно продвинулось в сторону Берингова пролива примерно на 45 миль (72 километра). Команда использовала якоря для уменьшения дрейфа. Но когда до мыса Дежнева оставалось всего 60 миль (96 километров), судно уперлось в лёд, и его потащило назад.

«Сибирякова» пришлось поставить на паруса. Моряки использовали брезенты, закрывавшие грузовые люки, а для обхода больших льдин якорь. Его цепляли за льдину, находящуюся впереди, а затем лебёдками подтягивали судно. На некоторых участках снова использовали взрывчатку.

Не отступивший перед лицом испытаний экипаж «Александра Сибирякова» 1 октября 1932 года вошёл в Берингов пролив. Северный морской путь был пройден за 65 суток. И если бы не поломка винта, экспедиция успешно завершилась бы ещё раньше.

А отдых только снится

На чистой воде судно вызвало буксировщик, доставивший его в японский порт Иокогама для ремонта. Пробыв в Японии на ремонте до 1 января 1933 года, «Сибиряков» обогнул Евразию с юга и к 7 марта прибыл в Мурманск.

За подвиг в северных морях ледоколу «Александр Сибиряков» был присвоен орден Трудового Красного Знамени. Руководство экипажа были награждены высшими наградами СССР — орденами Ленина, а остальные участники экспедиции — орденами Трудового Красного Знамени. На стол высшего руководства страны лёг доклад «о возможности использовать маршрут для развития промышленности и инфраструктуры Севера». Уже 17 декабря 1932 года в СССР было создано Главное управление Северного морского пути при Совете Народных Комиссаров. Его руководителем стал Отто Шмидт. В дальнейшем Главсевморпуть получил филиалы в Мурманске, Архангельске и Владивостоке. В настоящее время ведомство переименовано в Администрацию Северного морского пути при Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Подлатанного «Александра Сибирякова» снова ввели в строй. Ещё десять лет он служил своей стране и героически погиб в схватке с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Об этом последнем подвиге ледокола и его команды, а также ещё одной славной странице его «счастливой судьбы» (Bellaventura) в 1936 году расскажем в следующих материалах.

Рина Румянцева

По материалам Lenta.ru и Goarctic.ru

Ещё статьи: