Загадочная и манящая Арктика: художники, изображавшие Арктику в своих картинах

Арктика – ледяная и величественная земля, манящая своей красотой и загадочностью. Она привлекает людей разных профессий: учёных, врачей, писателей и даже художников.

На последних и остановимся. Представляем вашему вниманию шесть художников, изображавших Арктику в своих картинах.

Для начала немного истории. Благодаря профессиональным художникам, участвовавших в арктических экспедициях 19 века, началось формирование жанра арктического изобразительного искусства. Его основоположником можно считать Александра Борисова, принявшего участие в экспедиции на Кольский полуостров в 1894 году.

Александр Алексеевич Борисов (1866 – 1934) – русский художник, родившийся в деревне Глубокий Ручей Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Постигать тайны живописи Александр Алексеевич начал в иконописной мастерской Соловецкого монастыря в возрасте 18 лет. Проявив незаурядные способности и с лёгкой руки Великого князя Владимира Александровича, проявившего интерес к работам иконописца, Александр Борисов в 1886 году уезжает в Санкт-Петербург. Своё обучение будущий художник начал сначала в Рисовальной школе Общества поощрения художеств,  а продолжил в Академии художеств, где его учителями стали известные художники Иван Шишкин и Архип Куинджи.

 В 1894 году Александр Борисов отправляется в арктическую экспедицию. Художник делает многочисленные зарисовки гаваней и бухт Мурманского побережья. Одна из картин Александра Борисова  носит название «В Екатерининской гавани».  Художник мастерски изобразил пейзаж с северной бухты.  Цветовой контраст гранитного берега, моря и неба помогает ощутить простор, красоту и величие русского Севера В скором времени у бухты будет стоять порт и город Александровск-на-Мурмане (сейчас город Полярный).

Не обошёл в своем творчестве тему русского Севера и Константин Алексеевич Коровин (1861 – 1939) – русский художник, родившийся в Москве. Он учился у таких художников-педагогов, как Алексей Саврасов, Василий Поленов и Василий Перов в Московском училище живописи, зодчества и ваяния в 1875-1886 годах.

Константин Коровин является одним из основоположников русского импрессионизма (прим.: направление в живописи последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру. Художники, работавшие в этом направлении, стремились наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости). Картина «На Севере» написана в этом направлении и на ней можно увидеть пришвартованные рыбацкие лодки у пирса, тем самым показывая повседневную жизнь рыбаков. Константин Коровин был очарован суровой красотой и величием  северной природы, открывает в ней разнообразие мотивов, улавливает движение, скрытое за неподвижностью и безмолвием.

Арви Иванович Хуттунен (1922 – 2020) – советский, российский художник, родившийся в деревне Хуттусенмяки Петроградской губернии. Детство его прошло в Карелии.  Арви Хуттунен окончил Ленинградский институт живописи, скульпторы и архитектуры им. И. Е. Репина в 1963 году. Был организатором и участником полярных экспедиций художников по Северному морскому пути, пройдя от Мурманска до Ванино. Творчество художника было посвящено в основном северной природе. Одна из картин – «Летний вечер у архипелага Норденшельда». На ней изображён розовый закат, переходящий в огненно-оранжевый, неясные очертания земли, вода с тающими льдинами, принимающими причудливые формы то ли животных, то ли узоров. Картина пронизана загадочностью и завораживающей неизвестностью.

Тамара Ивановна Зуева – советский художник, родилась в 1929 году в городе Каргополь Архангельской области. Окончила Костромское художественное училище в 1952 году. Тамара Зуева – ученица художника Николая Шлеина, учившегося у самого Ильи Репина. Свою жизнь она связала с Мурманском. Основная тема творчества Тамары Зуевой северные пейзажи, написанные с натуры во время многочисленных путешествий. На картине «Лето в Арктике» изображен простор океана, над которым поднимается тусклое солнце. Его бледный свет разливается по слоистому серому небу, а на земле два маленьких росточка. Их зеленые чашечки с темными сердцевинами будто с любопытством смотрят на окружающий мир, такой большой и таинственный. Картина написана акварелью.

Владимир Владимирович Кузин  – русский художник, родившийся в 1947 году в городе Орёл. Окончил художественно-графический факультет Орловского государственного педагогического университета в 1972 году.

Художник летал с полярными летчиками на самолете ледовой разведки Мурманск – Диксон в качестве представителя творческой группы «Арктика», что позволило ему изучить всю водную систему Карского моря, архипелаги Земля Франца-Иосифа и Северная Земля и остров Диксон. На основе этого был создан триптих (прим.: произведение искусства, состоящее из трех частей: барельефов, складень, статуй и другие, объединенные общей идеей) «Ледовая разведка» из трех гравюр: «Кабина пилота», «Столик штурмана» и «Рабочее место гидролога».

Остановимся на первой композиции под названием «Кабина пилота», представляющей самолет глазами пассажира. Благодаря неровным и волнистым линиями в многослойном пространстве и «ломки» линейной и воздушной перспективы получается такая фантастическая перспектива. Графическая композиция «Кабина пилота» необычна. Если присмотреться к деталям, можно увидеть оборудование, приборы, провода, но художник, нарочито «ломая» линейную и воздушную перспективу, создаёт фантастическую картину: стены самолета напоминают расписные своды храма.

Гавриил Кондратьевич Малыш (1907 – 1998) – советский художник, родившийся в селе Китайгородка Екатеринославской губернии. Окончил Одесский художественный институт в 1934 году.

На картине «Атомный ледокол «Ленин»» художник изобразил историческое событие – спуск атомного ледокола «Ленин» на воду, который стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой и был построен на судостроительном заводе им. Андре Марти в Ленинграде в 1957 году для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации.

Композиция получилась колоритной, начиная от серебристо-серого неба и заканчивая чёрным ледоколом с красной ватерлинией.  Палуба и борт ледокола нарядно украшены алыми лентами, сигнальными флажками и красным советским флагом. Люди  радостно приветствовали момент спуска огромного ледокола со стапелей. Большая волна белыми брызгами взмывает вверх, словно салют. Люди прописаны так, что их невозможно разглядеть, они видятся одним большим целым. Всё объединено одной эмоцией восторга от происходящего, где гигантская сила, сходящая в океанские воды, является результатом труда этих людей.           Вот такой у нас получилась экскурсия по небольшой выставке картин русского Севера с его величественной суровой природой, где-то неяркой, а где-то наоборот полыхающей огненным светом солнца. Мы посмотрели только  шесть работ художественных полотен, написали их художники, которые жили и творили в разное время. Нам только приоткрылся такой загадочный и таинственный мир Арктики. Благодаря таким разным картинам мы можем увидеть эмоции и впечатления, полученные  художниками от общения с  Арктикой, от её разнообразной флоры и фауны, начиная холодной и снежной природой и заканчивая жизнью людей на этой северной земле. Как сказал Владимир Кузин: «Арктика для тех людей, кто заражен чувством открытий, путешествий, пожеланием проверить свой характер».

По материалам Строго на Север: Освоение Арктики в произведениях художников