Новые ворота в Арктику: о перспективах портов Енисея 

Планируемый рост грузопотока по Севморпути требует развития пропускной способности портов, флота, средств обеспечения судоходства. Министерство транспорта предложило изучить возможности использования речных портов Енисея для доставки угля из Кузнецкого бассейна до Севморпути, реакция российского экспертного сообщества была незамедлительной.

Аналитики заговорили о доселе нераскрытом потенциале Енисея и возможности использовать эту водную артерию для доставки грузов в арктический порт Дудинка, там перегружать на морские суда и отправлять далее иностранным партнёрам в Юго-Восточную Азию. На первый взгляд, перспектива красивая.

Учитывая, что уголь – относительно дешевый товар по сравнению нефтью, сжиженным природным газом или металлом, а заявленный объем перевозки угля морем 30 000 тонн – весьма небольшой, насколько экономически целесообразно строительство портовой инфраструктуры? Только дорогой уголь сделает всё это рентабельным, иначе дело ограничится этим экспериментом. 

Надо признать, Лесосибирский порт является удобным транспортным узлом на Енисее, а сам город считается крупнейшим лесопромышленным центром Красноярского края. Порт проектировался в конце 1960-х гг. специально для нужд Норильского горно-металлургического комбината. Строительство велось на средства, выделяемые самим предприятием. Лесосибирский речной порт был образован приказом Министерства речного флота 15 января 1975 года.

В действительности, инициатива открыть новую отправную точку для транспортировки угля по Севморпути возникла из-за желания разгрузить железную дорогу Восточного полигона, забитую углем и другим экспортным сырьем, и тем самым расширить экспортные логистические возможности. Однако, имеющаяся инфраструктура вряд ли готова к организации этого маршрута на постоянной основе. Во-первых, из-за недостатка свободных речных судов, а собственных морских балкеров попросту нет. Даже если предположить, что Китай и Индия предоставят свои суда, то потребуется существенное расширение портовых мощностей под новые экспортные потоки угля. Наконец, перевалка угля в черте города порождает экологические риски из-за угольной пыли, это не лес и не сталь. Нужно строить специальные угольные терминалы, это очень дорого.

По данным Морцентр-ТЭК, перевалка грузов в морских портах России в январе-августе 2023 года составила 603.469,3 тыс. тонн, или 109,1% от уровня прошлого года. В экспортном направлении отправлено 473.100,9 тыс. т (107,6%). Увеличилась перевалка грузов во всех бассейнах: Каспийском (+37,3%), Азово-Черноморском (+18,2%), Дальневосточном (+6,6%), Балтийском (+4,5%) и Арктическом (+0,8%). Значительно увеличилась перегрузка зерна и удобрений. Существенный рост перевалки характерен и для угля. Это связано с тем, что введенное европейскими странами эмбарго удалось преодолеть за счет переориентации торговых потоков.

По материалам Морцентр ТЭК, Института проблем естественных монополий, издания Forbes, интернет-газеты Newlab