В Арктику на мотоцикле

Путешествовать по России на мотоцикле – настоящее удовольствие, особенно, если путь проходит сразу через несколько областей. Большинство стран на земле можно проехать от края до края максимум за сутки. Насколько же велика и разнообразна Россия понимаешь, только путешествуя по её дорогам «на двух колёсах» – они не ограничивают тебе съезд с трассы в самые потрясающие и, иногда, практически нетронутые туризмом уголки. Каждый новый регион не похож на предыдущий. Начав путь в окружении пальм, через полдня уже любуешься смешанными лесами и полями, а ещё через пару дней продолжаешь путь в компании сосен, озёр и бесконечных, не слишком оживлённых дорог среди лесов и болот. Порой за час пути встречаешь больше лесных жителей, чем автомобилей.

Чем севернее, тем острее ощущения и отчётливее понимание насколько беззащитен, хрупок человек и, одновременно, вынослив и силён. Чем севернее, тем искреннее на дороге взаимовыручка, отзывчивее редкие попутчики, вкуснее чай на костре, крепче недолгий сон в палатке, внимательнее и ответственнее ты сам к природе, людям, животным и птицам.

Путешествия в арктическую зону России – тем более, всегда приключение и вызов, зачастую преодоление, непредвиденные испытания, меняющие сознание навсегда. «Вернувшиеся с Севера» свободны от многих стереотипов, предрассудков, потребностей и страхов, но одержимы желанием снова вернуться сюда.

На мотоцикле в Арктику решится поехать не каждый. Но те, кто однажды отправились в этот путь, в следующий раз снова выбирают Арктику. Бывали случаи, когда, запланировав отдых на южном море, люди поворачивали через час пути, и весь отпуск, к удивлению знакомых и родных, проводили в Заполярье, Якутии, на Ямале…  

Первая проверка себя на стойкость, как правило, – в тёплое время года, но «выжив на подступах», мечтаешь уже о вершинах…

Юрий и Кирилл

Заслуженный путешественник России москвич Юрий Волков и его единомышленник Кирилл Дрыгин первыми в мире добрались до Северного полюса на мотоцикле.

Экстремалы в течение нескольких лет готовились к экспедиции. Север, по словам ребят, долго не отвечал взаимностью. «Звёзды сложились» только в 2023 году.

Экспедиция началась в Мурманске, а сам мотопробег – с полярной станции, куда Юрия и Кирилла доставил ледокол «Академик Трешников».

«Долго достаточно искали место, где нас высадить. Даже был шанс, что и не найдём такого места», — рассказал представитель мотоклуба «Ночные волки» Юрий Волков. 

По его словам, они с Кириллом понимали, что вечная мерзлота ошибок не прощает. Готовились к путешествию основательно. Спортивные мотоциклы нужно было оснастить обогревом карбюратора, руля, рукояток. Руки мотоциклиста, как и его зрение, реакция, чувство баланса, – то самое «плечо», на которое и положишься в непредвиденных обстоятельствах. Их надо беречь.

Сложным и ответственным был и выбор экипировки, особенно, шлемов. Зимнее путешествие в Арктику с минимальным обзором визора будет, конечно, захватывающим, но очень коротким и с грустным концом.

Подготовка была не напрасной, но Арктика всё же смогла удивить погодой. Лето оказалось не самым лучшим временем для реализации подобных смелых идей.

«Мы рассчитывали на температуру минус 30, а было всего минус 2–3 градуса, поэтому в дороге мы не мёрзли и техника не ломалась, зато лёд подтаял и весь покрылся трещинами, так что ехать было очень стрёмно: в любой момент рисковали провалиться вместе с мотоциклами под воду», – поделился с журналистами Юрий.   

К Северному полюсу байкеры шли по навигатору 11 дней.

«Никто до нас не ездил по таким широтам, – сказал Волков, – хотелось проверить себя на прочность и стать первыми, кто это сделает. Из-за того, что всё время объезжали трещины, двигались медленнее, чем рассчитывали, тёплую одежду, палатку и горючее везли на санях. К счастью, стоял полярный день и всю дорогу светило солнце».

Питаясь, как космонавты, едой из тюбиков, путешественники оценили новейшие разработки для Арктики. Благодаря специальному подогревателю еды в тюбиках огонь разводить не пришлось.

Арктика, к удивлению Юрия и Кирилла, оказалась очень обитаемой. По пути ребята встретили множество птиц, нерп, кита и белого медведя. Его, к счастью, поприветствовали с безопасного расстояния, засняв арктического красавца с дрона. 

Путь преодолели за 11 дней и 32 часа. Покорив высокие широты и развернув вместе с учёными и полярниками самый большой флаг России на макушке планеты, Юрий и Кирилл стали первыми в мире мотоциклистами на Северном полюсе.

«Это было классно, незабываемо и опасно в то же время. Больше, наверное, хотелось показать, что всё-таки мы первые русские люди, кто Северный полюс проехал на мототехнике», — отметил представитель мотоклуба «Русские мотоциклисты» Кирилл Дрыгин.

Мотобратьев провожали и встречали заполярные байкеры.

“Вообще это впервые в мире делается. “Топ Гир”, они проехали там, но на Северном полюсе они не были. А наши ребята достигли его”, – рассказал представитель отделения мотоклуба “Ночные волки” в Мурманске, войсковой священник отец Леонид.

Арктический мотопробег Юрий Волков собирается зарегистрировать в Книге рекордов мира. У Юрия уже 12 зарегистрированных рекордов. В планах путешествие на мотоцикле в Антарктиду. Подготовка будет более долгой и тщательной, сказал он, ведь на Южном полюсе температура может падать до минус 80 градусов по Цельсию.

Сергей

15 марта 2022 года мотоциклист и участник команды RusArcticTravel Сергей Редчиц из Тулы тоже отправился в Арктику.

На клич, брошенный в соцсетях, сначала отозвались многие представители мотобратства, но большинство отсеялись, поняв, что предстоящее путешествие – не «прохват выходного дня с пикником».

У шести участников RusArcticTravel — так назвали команду сами мотопутешественники — на подготовку было 1,5 месяца. За это ограниченное время успели установить необходимый минимум на мотоциклы: ручки с подогревом, специальные муфты на руль для защиты от встречного холодного ветра, коляски для большей устойчивости и перевозки вещей, колёс и топлива.

«Добавили дополнительный свет и приобрели внедорожную резину, установили буксаторы — они не дают покрышке «проворачиваться» при спущенной шине <> На серьезный тюнинг не было времени — более существенное вмешательство в конструкцию требует длительного тестирования. Мы взяли самую мягкую внедорожную резину, которую нашли, прорезали на ней протекторы сами — сделали аналог «липучки». Резина стала, как губка, — а значит, лучше сцепление с дорогой. Шиповать не стали, и эта идея сработала на 100%. С шипами излишняя управляемость получилась бы, а здесь ты колесо в юз «сорвал» и нормально повернул. Иначе приходилось бы отгибаться на люльку, был риск перевернуться. К тому же с шипами мы бы за 2,5 тысячи километров 2−3 комплекта «уработали». А тут на одном комплекте доехали; конечно, стёрли его основательно. Для таких перегонов это достойный результат», – рассказал Сергей.

Так как зимней мотоэкипировки не существует (вернее существует, но её производителям не приходило до этого в голову, что нужна ещё и арктическая), оделись в сапоги для нефтяников, комбинезоны и куртки. «Экип с подогревом не использовали. На любом хард-эндуро аккумулятор не выдержал бы. Ручки с подогревом и шлем с подогревом визора — это всё, что можно было подпитать от аккумулятора», – добавил Сергей.

По его словам, «Ямал один из самых труднодоступных регионов России и добраться до него можно только по сезонным автодорогам — зимникам».

«Цель была своими глазами увидеть этот чудесный и загадочный край и по возможности показать его другим. (…) Ну а что касается мотоциклов… Для нас это привычное средство передвижения. Для езды по Арктике это, конечно, наименее приспособленный транспорт. Нам сказали, что мы не проедем. А значит, абсолютно точно нужно было ехать», — вспоминал после путешествия Сергей.

Команда «РусАрктикТрэвел» и Владимир Киреев (Владимирская область) меньше чем за две недели проехали маршрут Тюмень — Воркута на мотоциклах. Это была не только мечта, но и уверенная заявка на регистрацию в Книге рекордов России. Таким маршрутом зимой на двухколёсном транспорте за столь короткий срок не ездил ещё никто.

Сергей путешествует по Арктике уже десять лет. За плечами Мурманск, Архангельск и Республика Коми. Вместе с командой единомышленников он сейчас снимает фильм о поездке на Ямал.

Путешественники преодолели путь от Тулы до Салехарда длиной 10 тысяч километров. Из них 2500 километров шесть россиян проехали на мотоциклах. Дальше пришлось передвигаться на автомобиле.

«Ночевали мы у друзей, в палатках, на охотничьих базах, и даже в сугробе приходилось спать. У нас был запас продуктов и топлива на несколько дней. Это на случай поломки, пока нас будут искать. С некоторыми вещами мы перестарались», — рассказал Редчиц.

«Я езжу на мотоцикле давно и далеко. Сначала было просто интересно — ветер в лицо и далее по тексту. Начинал с ИЖаков. На них дорогу из Тулы в Москву уже можно было считать кругосветкой: долго, сложно; постоянно что-то ломается <> Когда появился нормальный мотоцикл, стало интересно ездить далеко. В 2012 году, попав в Заполярье в посёлок Рыбачий, я понял, что это то место, где мне нравится. Это моё место силы и мой мир! <> У нашей экспедиции не было какой-то определённой цели. Хотелось проверить и себя, и транспорт — докуда способна довезти нас серийная техника? Это была проверка не на выживаемость, а на проходимость. И этот предел мы прощупали», – сказал Сергей.

Образ полярника в сознании многих – крепкий мужчина с целеустремлённым взглядом, обветренным арктическими ветрами лицом, широкими плечами и бородой… Последний пункт оказалось соблюсти не так просто:

«С температурой, можно сказать, подфартило. Вместо ожидаемых -30 … -60 градусов было в среднем -10 … -15 градусов. Ниже 30 градусов температура воздуха опускалась, но ненадолго <> С бородой на север я не рекомендовал бы ехать на мотике. Советую бороду сбрить, потому что она примерзает к шлему. Я по полчаса не мог снять шлем в помещении и ждал, когда борода оттает! 300 километров на обезболивающих», – смеялся в беседе с журналистами после путешествия Сергей.

Неприятные сюрпризы сыпались на команду как из рога изобилия.

«Зимник — это сложное инженерное сооружение. Это сложнее, чем дорогу обычную построить. Где-то просто проливают и замораживают трещины, где-то стелют специальную теплоизоляцию, потом сверху проливают-замораживают. Сетками всякими перекладывают. Но из-за того, что световой день короткий, дорожникам приходится в том числе и в темноте работать. И, скорее всего, именно из-за темноты они проглядели трещину во льду и просто закатали её снегом. Опыта ездить по зимникам у нас не было. А в интернете тоже подобной информации крайне мало. Так что обо всех нюансах узнавали в процессе. Знали, что самый лучший зимник идёт по реке: он получается ровным. Но не предполагали, что лёд, по которому ездят грузовики, река может поломать. И она его поломала: образовалась трещина, неширокая, автомобильное колесо туда не провалится, в отличие от мотоцикла. И я еду, разогнался, и тут у меня резко складывается морда мотоцикла. Я слетаю с него, бьюсь головой об лёд, и тут меня сверху накрывает мотоцикл. Начинаю руками, ногами шевелить, чтобы понять, что сломал. Поворачиваю голову и вижу, что второй мотоцикл также стоит и морда куда-то провалена. Кирей (Владимир Киреев) не упал: он увидел, что со мной произошло, и успел снизить скорость. Оказалось, мы попали в продольную трещину. Я «пропахал» её метров 12−15, а дальше, где она изгибается, в ней колесо заблокировалось, и меня, как из рогатки, вышвырнуло на лёд. Получил сотрясение и перелом рёбер. А вот мотоцикл уцелел! А у Кирея вилка колеса погнулась, но её подровняли, зажав в той же трещине, завели мотоциклы и поехали. Со сломанными ребрами ехать — такое себе… Сложно было вытаскивать мотоцикл из сугробов, ремонтировать. Ведь наша дорога — это не отдых, а труд. Пришлось закинуть собственные ощущения на второй план и двигаться дальше. 300 километров ехал на обезболивающих. До этого дня мы не знали, что такое метель…»

Метель по свидетельству ребят – это «когда ты руку вытягиваешь перед собой, а пальцев не видишь. Вездеход отъехал от нас на 15 метров, и мы полчаса найти его не могли. Где-то на дороге остановились, оставили мотоциклы и пошли до вездехода. Минут 10 нас не было, вернулись — а мотоциклов нет. Замело»

О том как по пути следования, встречая людей, ребята всюду находили поддержку и помощь (о вылазке группы «сумасшедших», оказывается, быстро стал в курсе весь регион), а также обо всех невероятных и неожиданных приключениях и испытаниях путешествия Сергей рассказал своим читателям… 

«Готовясь к экспедиции ещё дома, мы поняли, что нашим маршрутом никто не ездил. Связались с редакцией Книги рекордов России и рассказали им о своей идее. Там сказали, что если мы за февраль пройдём свой маршрут, то таким путём зимой никто не ходил и есть возможность претендовать на звание рекордсменов. Но путь нужно закончить в феврале. Потому что, если даже 1 марта финишируем, это уже будет зимне-весеннее путешествие, а значит — совершенно другие критерии. Поэтому мы спешили уложиться в сроки. Мы фиксировали всю дорогу на видеорегистратор — чтобы была непрерывная съёмка, подтверждающая, что мы действительно ехали всю дорогу на мотоциклах, и чтобы исключить вероятность того, что ты сфоткался с мотоциклом у надписи «Тюмень», потом загрузил его в машину и поехал дальше на ней до Урая, например, там его достал и снова сфотографировался. Плюс делали фото с тех локаций, на которых ясно место, — названия населённых пунктов и сёл. GPS-трекер брали. По возвращении отправили все фото и видеоматериалы в редакцию Книги рекордов России. Теперь ждём результата!», – написал тогда Сергей.

Дмитрий и Виктор

С 2019 года готовились к мотопутешествию на Северный полюс и Дмитрий Шаклеин и Виктор Симонов.

Дмитрий позже написал о соратнике и друге:

«Виктор Симонов – профессиональный и, на сегодняшний день, самый практикующий полярник страны (а может и мира): на его счету десятки экспедиций, в том числе на Северный полюс раз 15 («после 10-го раза перестаёшь считать»), через Берингов пролив на лыжах, в Гренландию и Канаду с Федором Конюховым в 2013-м году на собачьих упряжках, тренировки арктического спецназа МО и многое-многое другое. Лучшего попутчика и наставника представить себе сложно. Считаю, что мне повезло».

Виктор и Дмитрий планировали осуществить первыми в мире арктическую мотоэкспедицию и «пройти маршрут от земли до Северного полюса, как Конюхов, Шпаро, Чуков, Елагин, Симонов…», рассказал позже Дмитрий.

«Это +\-, как повезет, примерно полтора месяца пути и 1500 км. Стартуют обычно с архипелага Северная земля, с острова Средний или мыса Арктический. Мероприятия из серии, прилететь на самолете на Барнео, проехать несколько последних километров только для того, чтобы крикнуть «я сделал это первым!», нам было изначально не интересно, так как нет в этом ни сложности, ни почёта. Такое «путешествие» можно назвать «турпоездкой выходного дня», но никак не «экспедиция», – добавил он.

Мотоцикл даже среди большинства мотоциклистов считается не зимним и даже не позднеосенним видом транспорта в России. А уж с точки зрения большинства людей, далёких от мотомира, это вообще неподходящее желающим выжить транспортное средство. Зимой в Арктике мотоцикл и для Виктора с Дмитрием сначала показался невиданной ранее зверюшкой.

Помогли обстоятельные консультации с бывалыми людьми. Мотосообщество с большим энтузиазмом консолидируется перед лицом очередной «затеи», позволяющей проверить «потянет ли мот»…

Как рассказал Дмитрий, наибольшую консультативную помощь в итоге оказал Василий Игоревич Елагин, в 2009 году первым добравшийся до Северного полюса на колесной технике.

Старт экспедиции был дан 26 апреля в Якутии, когда из Петрозаводска приехал консультант и помощник Дмитрия и Виктора с 10 собаками. Да, они тоже сопровождали мотопутешественников. Но сама экспедиция по-настоящему началась в Тикси, после того как байкеры уладили все бюрократические сложности с участием в пути собак.

Команда мотопутешественников прошла практически всю Якутию и узнала настоящую Арктику. Подробный фотоотчёт и личный рассказ обо всех приключениях в пути в 33 частях Дмитрий выложил на своём канале в Дзене

Олег

“Исколесив на мотоцикле 76 стран, Олег Капкаев решил отметить столетие первой русской полярной экспедиции, организованной Георгием Седовым, и год Арктики в России, отправившись с товарищами в поисках новых впечатлений за полярный круг. На мотоциклах и, конечно же, зимой. Вторая заполярная мотоэкспедиция принесла её участникам номинацию на звание «Человек мира» от Русского географического общества и в Книге рекордов Гиннесса”, – написал об экстремалах журнал «Собака.ru» в 2013 году.

Петербуржец и владелец мотомастерской и мотоклуба «Fort MC» Олег Капкаев – спортсмен, бизнесмен и мотокастомайзер – сам себя называет великим русским мотопутешественником. Его мотомаршруты по Монголии, Памиру и Ямалу, победы в ледовом чемпионате по унимото и в ледовых гонках на мотоциклах с коляской – пример целым поколениям мотоциклистов. Путешественника даже однажды номинировали на звание «Человек года» от Всероссийского общества охраны природы.

О своём решении отправиться в Арктику Олег рассказал так: «Экспедиция в январе 2012 года в Ямбург, расположенный в Ямало-Ненецком округе, дала основания полагать, что Север настроен к нам более благожелательно, чем сто лет назад к старшему лейтенанту Седову, чьё путешествие вынужденно продлилось три года. В честь Седова мы решили ездить по северным территориям три зимы кряду и в прошлом декабре снарядили вторую заполярную экспедицию на мотоциклах «Только на Север!».

Мой путь начался в Петербурге, у трапа ледокола «Красин», откуда на своём «Харлее» я отправился к месту сбора группы, в Новый Уренгой. Туда уже съехалась дюжина человек — десять экипажей из восьми городов, которые рискнули окунуться в белое безмолвие тундры на мотоциклах.

Удивительно, но летом по необъятным просторам Приполярного Урала можно перемещаться только по железной дороге и на вертолете, автомобильных дорог просто нет. А с приходом морозов появляются зимники — дороги из снега, который уплотняют и разгребают грейдеры, огромные машины весом шестьдесят-девяносто тонн, в сумерках сильно смахивающие на затаившихся трансформеров.

Зимники вьются по снежной тундре, крадутся по горам Полярного Урала, пересекая ленты северных рек и речушек со звучными именами: Айваседапур, Антипаетаяха, Варкасылькы, Танью, Нелкаеган, Ванктывис, Ламбееган. У каждого названия своё значение: Нгарка-Пыряяха — Большая Щучья река, Хальмеръяха — река Смерти или Гиблая река, Нумто — озеро Небесного Бога».

Журнал опубликовал выдержки из походного дневника Олега, где он описал езду на мотоцикле в тридцатиградусный мороз, арктическую вьюгу, ледяной ураганный ветер, все города и населённые пункты, встреченные группой по пути, покупку оберегов, останки мамонтов (культурно-просветительскую функцию экстремальных экспедиций на мото никто не отменял), встречу с ямальским Дедом Морозом Ямал Ири (ребятам, в свою очередь, удалось выполнить его желание — прокатили на мотоцикле дедушку), очистку вручную засыпанного снегом зимника, спасение из пурги сотрудниками МЧС и многие другие приключения.

О судьбах людей этого края, родившихся на этой земле или оказавшихся волей судьбы в этих краях, Олег постарался рассказать самое значимое. Везде, где останавливались ребята в пути, узнавали о людях, вольно или нет, но вписавших свои жизни в историю Арктики.

Все приятные сюрпризы мотопробега – природа и люди. Особенно порадовали мотоциклистов сотрудники ГИБДД, очень благодушно настроенные к мотобратству, и участники дорожного движения, включая оленеводов, идеально соблюдающие ПДД. Кстати, мотоциклы здесь – транспорт не только уважаемый, но один из любимых видов спорта, поддерживаемый активно властями, как увидели тогда путешественники.

А ещё ребята своими глазами увидели берег Северного Ледовитого океана, если быть точнее — берег Бaйдарацкой губы Карского моря, Константинов Камень — белоснежный горный массив, возвышающийся на пятьсот метров посреди многокилометрового пустыря, и озеро, замёрзшее под углом к горизонту…

Александр

Мотоциклист Александр Пазуха из Миасса уже практически профессиональный путешественник. Позади как одиночные «прохваты», так и в колонне. Самые интересные регионы – Памир, плато Мангистау, Пермский край, Кольский полуостров, Полярный Урал.

В путь от Салехарда до Харбея Александр отправился утром 16 августа 2023 года, оставив позади сотни километров по Южному, Среднему и Северному Уралу. Как рассказал мотопутешественник, начало приключению было положено двумя паромными переправами до Салехарда. На мотоцикле путь начался в Лабытнанги. Первая точка маршрута – Воркута. От Нефритовой долины, где пока идёт только разведка драгоценного камня, пересёк реку Собь и направился до одноименной железнодорожной станции. 

«Местные эндуристы, – рассказал он, – заскакивают прямо на шпалы, набирают 60-70 км/ч и едут как по асфальту. Главное поезд вовремя заметить… Я поехал на станцию старой дорогой, вернее тем, что от неё осталось, и оказался в заболоченной низине. Пришлось рубиться к шпалам – сквозь ивняк и полуметровые болотные кочки».

Заброшенный посёлок Харбей возник как лагерь при молибденовом руднике. Дороги к руднику изначально не было, но построенная позже сохранилась, за исключением деревянных мостов. Сейчас по ней перегоняют оленей ханты. По пути следования они не раз встречались путешественнику.

«На дороге попал в ловушку, – вспоминает Александр, – проехав больше ста километров, увидел лужу с голубоватым песочком. Мне бы объехать её по краю, а я на ходу влетел в самый центр. Лужа сказала «хлюп» и присосала мопед. Газанул и заднее колесо окончательно скрылось из виду. Попытался толкать – не тут-то было, ноги засасывает зыбкая субстанция. Высвободился, когда уже темнеть начало. Забавная субстанция в этой луже – песчаная, щедро сдобренная блёстками слюды. Так что я был не только по уши грязный, но и блестящий».

Впечатления от встреч с хантами остались позитивные:

«Интересно, что женщины каждый день носят национальный костюм, – поделился путешественник, – предлагали купить мясо и почему-то тапочки. Всё имущество даже летом перевозят оленями на нартах, хотя техника тоже в наличии. Пытался приобрести у хантов бензин и (о, чудо!) они согласились. А так обычно топливо получал по предварительной договоренности от водителей, забрасывающих туристов в горы».

По пути до Воркуты, Александр посетил заброшенный посёлок Полярный. Когда-то крупнейшая база геологов, теперь он по проекту «Чистая Арктика» демонтируется руками волонтёров.

Непринуждённому вояжу не способствовали осенняя погода и ландшафт территории. Изначальный план путешествия приходилось не раз менять из-за поломок мотоцикла и непредвиденных обстоятельств, неправильно установленных координат в навигаторе.

Так, например, поставленная метка путешествия – посёлок-призрак Хальмер-Ю после закрытия угольной шахты превращённый в полигон – оказался именно в приезд Александра закрыт для посещения. Вернуться было решено на обратном пути, ведь только через Хальмер-Ю можно попасть на живописный хребет Пембой и водопад на одноимённой с посёлком реке. Свернув на трассу до Карского моря, Александр продолжил путь до Константинова Камня – самой северной вершины Урала. До побережья оставалось всего 50 километров, но на побережье без заранее оформленного разрешения пограничников проехать не получилось. Конечно, можно было загодя подготовить документы, но мотоциклисты – народ свободный и спонтанный, продуманное планирование и организованность не их конёк…

Не удалось и продолжить путь на Ямал горами.

Новым путём пересекая Полярный Урал, Александр вернулся к водозабору на реке Уса (Воркута). И закольцевал маршрут по Полярному Уралу на леднике Романтиков, увидев собственными глазами откалывающиеся куски льда с активно тающей бывшей когда-то огромной глыбы льда.

Антон

«Я никогда не видел полярного дня. Даже представить себе не мог, как это солнце может не заходить ночью за горизонт, а подобно бешеному фонарю, носиться по небу круглые сутки. И настолько мысль эта была мне удивительна, что однажды, во время одного из давнишних походов по пустыням, среди жары и барханов вдруг оформилась идея: «а не махнуть ли мне к Северному Ледовитому океану?» Дома поглядел на карту Советского Союза: где там у нас ближайший к Москве Северный Ледовитый океан? Ясное дело – в Мурманске. Вгляделся в карту подробнее, и фантазия поскакала совсем уж необузданно. Еще севернее Мурманска расположился полуостров Рыбачий, соединенный с Большой Землей узеньким перешейком. Дальше, до самого полюса, только волны Баренцева моря и льды того самого, Северного Ледовитого. А между Рыбачьим и материком – вы вслушайтесь в название: МОТОВСКИЙ залив! И какие после этого могут быть сомнения в том, что именно туда и именно на мотоцикле нужно немедленно ехать? Всё. Палец прочно утвердился в точке на карте. Защёлка в мозгу сработала. Теперь это будет моя идея фикс»… Так началось путешествие в Арктику Антона Ткаченко.

За плечами мотоциклиста уже был одиночный вояж по Уралу на одноимённом мотоцикле, что само по себе уже подвиг, так как Уралы – мотоциклы надёжные, но уже достаточно возрастные ребята и могут в долгой дороге уставать.

Напарником Антона по «афёре» стал мотобрат Александр из Волгограда, вручную собравший своего железного коня из нескольких.

По пути не без поломок, как водится, но уже в Карелию путешественники въехали в отличном настроении и позитивном ритме движения. Влюбились в нашу республику, отыскав в ней единственный недостаток – в карельской озёрной воде помыть с мылом руки – значит, остаться до конца дня с ощущением мыла на руках. Ну ещё сделали замечание, что глаза у Карелии всё же не голубые как сказано в песне «Остроконечные ели-ресницы над голубыми глазами озёр», а карие, так как торфяники дают её озёрам тёмный цвет, а с ним и ту самую мягкость. Зато белую ночь ребята впервые увидели именно у нас, в Карелии.

За стеллой «Полярный круг, 12 км» начинается Заполярье. Проехав несколько заполярных городов, не в каждом встретив тёплый приём, пройдя пограничный контроль, с некоторыми поломками техники, ребята добирались до Пьяного ручья.

«Подъезжаем к Пьяному ручью, получившему своё название из-за любопытной традиции. Положено, переехав ручей, непременно выпить водки. Видимо, для храбрости, потому что далее начинается подъём на перевал. Про него мы слышали устрашающие легенды: дескать, снег там лежит практически круглый год, и дорога столь непроходима, что порой не поддаётся даже армейским ЗИЛам. Мы чувствуем важность момента, и традиций нарушать не собираемся. Из недр коляски на свет является бутыль самогона. Выпиваем по маленькой. Всё, Господи, мы готовы! И началось восхождение. Мелкие камушки вылетают из-под колёс, мотор прёт на низах, каждый такт выхлопа – как вбитый в землю гвоздь. Руки вцепились в потный руль, взгляд жжёт дорогу, с миллиметровой точностью выбирая путь колесу. Подъём, поворот, малюсенькое озерцо, снова полезли вверх. Облака цвета фингала под глазом сыплют мелким дождиком. Совсем рядом, протяни руку – и упрёшься в мягкую холодную вату. Ещё подъём, и окружающая действительность исчезает. Как будто в молоко въехал. Видимость – от силы метров двадцать, фары бестолково пялятся в пространство, не оставляя в нём даже луча. Дорогу, впрочем, хоть как-то видно, но что по сторонам – полная неизвестность. Дисплей часов пустым бельмом показывает пустоту: замёрз. Но, судя по всему, сейчас глубокая ночь. Сколько там впереди ещё этого безмолвия? Вдруг из-за поворота, как чёрт из табакерки, внезапно материализовался мотоцикл «Урал» с тремя седоками. И все трое в шлемах! Немая сцена. Они изумлены не меньше нашего. Оказывается, местные мужики ехали порыбачить на такое-то озеро, да в тумане проскочили. Теперь возвращаются. Задают вопрос: «А вы из какого байк-клуба будете?» Честно говоря, здесь, на перевале, мы это слово меньше всего ожидали услышать… Желаем удачи друг другу и разъезжаемся. Снова осторожно продвигаемся вперёд. На обочине порой возникают силуэты сгоревших вездеходов и мощных грузовиков. Почему они сгорели? Таинственно все это… В какой-то момент замечаем, что мотоциклы начинают катиться легче. Неужели начался спуск? Через некоторое время внезапно, будто сквозь люк, вываливаемся из облаков и останавливаемся, потрясенные открывшимся видом. Впереди и внизу раскинулась гладь Мотовского залива, на противоположном берегу которого угрюмо застыла твердь полуострова Рыбачьего – наша цель. Впервые мы видим её собственными глазами, с высоты облаков, словно из-под потолка. Сердце дрогнуло. Скорее, скорее вниз!», – написал Антон в своей статье о мотопробеге на сайте AfricaTwin.ru.

Вторая цель путешествия – устье реки Варзуги на южной стороне Кольского полуострова. Через Кандалакшу, город у Белого моря и Хибинских гор, где люди и сотрудники ГИБДД оказались намного приветливее мурманских, ребята отправились в сторону поселка Умба.

Проезжая деревушку Лувеньга запомнили влюблённую пару на мосту. Они проводили мотоциклистов улыбкой и помахали вслед, пожелав удачи…

В жизни каждого мотоциклиста, мотобратья не дадут соврать, именно такие моменты самые ценные – приветствующая детская ладошка из обгоняемой тобой машины, шутливо «отдающий честь» сотрудник ГИБДД, сердечко, сложенное из пальцев рук стоящей на остановке девушки, большой палец вверх от сурового водителя фуры, приветственное моргание аварийкой от автомобилиста в благодарность за кусочек соревнования за звание самого быстрого на пустой трассе, знак поворотника «обгоняй» от понимающего, что, да, мы любим скорость и что ехать сзади, вдыхая выхлоп впереди идущей машины, не очень приятно… Но вернёмся в Арктику…

Далее ребятам предстояла ночёвка на берегу бурной реки Колвицы и вот она – Умба. Ещё несколько часов пути и до устья Варзуги остаётся 20 километров.

Путь был бы неправдоподобно ровным, если «двухколёсные» не нашли бы приключений… Конечно, сбились с пути, заблудились и ночевали среди болот. Зато увидели своими глазами настоящую пустыню с барханами! А за ней…

“Опять чудеса. Колея действительно уходит к морю, но вот незадача: сейчас прилив, и до начала отлива ещё несколько часов. А разве настоящие герои могут ждать? Конечно, нет. Вперёд!, – написал в дневнике Антон. – Спускаемся прямо в полосу прибоя и мчимся по волнам. Километр, другой, …десять километров. Вдали уже показались постройки в Устье. Внезапно Сашкин мотоцикл влетает в коварную яму с солёной водой. Брызги, пар! И система зажигания отказывается работать. Искра ушла в море. Хорошо ещё, что с собою была канистра пресной воды, с её помощью вернули искру на место. Всё, пора выбираться на сушу, тем более что там уже видны наезженные следы. Для этого нужна сущая малость: перемахнуть через бруствер песка, намытый волнами. Шустрый «Соло», взревев мотором, перепрыгивает препятствие, но моя тяжёлая колесница с размаху садится в песок на брюхо. Долго копаем лопатой, подкладываем под колёса бревна, выброшенные морем на берег. Победили. Теперь последний рывок, и через несколько минут мы в Устье. Вот и достигли”.

“Маленькая пристань, около неё затонувший корабль, на берегу несколько старых построек. Вдали виднеются дома старинного села Кузомень. Некоторое время стоим, наблюдая процесс впадения реки в море. У берега из воды высовывается усатая морда тюленя. Смотрит на нас с таким видом, будто он страшно удивлён нашему приезду. Привет, дружок, мы тоже рады тебя видеть! Тюлень не спеша купается, то ныряя, то показываясь вновь. Странные мотоциклисты на берегу его не пугают… Достаём термос и бутерброды, перекусываем. Собственно говоря, других дел у нас здесь нет, можно и обратно ехать. За прошедшие пару часов море успело уйти на десятки метров, оставив нам ровную, как хороший асфальт, полосу мокрого песка. Катим по ней без напряжения. Горизонт бежит за нами, не отставая, поглощая в мутной дымке и реку Варзугу, и её устье, и тоненькие ниточки мотоциклетных следов на зыбком песке”, – описал конечную точку маршрута Антон.

Антон Ткаченко закончил первую часть рассказа о путешествии, переходя к описанию обратного пути так:

«До свидания, Заполярье! Ты нас зацепило, хотя умные люди предупреждали, что так оно и будет. Мы обязательно вернёмся, чтобы снова, подобно мотылькам, лететь на свет полярного дня. Чтобы, не раздумывая променять санаторно-курортный рай Чёрного моря на дождь и комаров моря Белого. И не надо искать в этом логики, любовь бывает нелогична…»

Рина Румянцева

По материалам GoArtic , Арктический век, Dzen , Omoimot.ru, Gazetametro.ru, M.sobaka.ru, Avtovzglyad-ru, Murman.tv, Africatwin.ru, Motoxp

Ещё статьи: