Арктическое судостроение в России

Ледокол «Арктика» (Фото: Петр Ковалев / ТАСС)

Полная природных ресурсов Арктика – двигатель экономики страны. Достаточно обратить взор на Северный морской путь – самый краткий маршрут, связывающий Европейскую и Восточную часть России. Чтобы ходить по нему, однако, нужно вооружиться мощными судами.

Baltphoto/ Ирина Мотина

Северный морской путь – потенциал для перевозок

В перспективе пользование данным маршрутом должно достаться не только России, но и мировым поставщикам, переправляющим грузы из Европы в Азию. На данный момент существует лишь еще один такой путь, соединяющий Европу и Азию через океаны, и следует он в обход Африки. Однако путь этот составляет порядка 23 тысячи километров против 14 тысячи километров, если следовать по Северному морскому пути.

Экономически выгода для перевозчиков колоссальна: 9 тысяч километров и сопутствующие расходы на топливо, обеспечение команды продовольствием и платой за труд снижаются. Обход Африки выгоден. Однако камнем преткновения, буквально, становится лед.

Судам пройти через вмерзшие глыбы льда без соответствующей экипировки невозможно. К счастью, в России уже давно решают вопрос с хождением по морям, скованным снегами. Для этого существует верфь, где готовят мощные ледоколы.

Baltphoto/ Павел Долганов

Российские ледяные атомные исполины

Наша страна единственная в мире обладает ледоколами, которые вместо дизельного топлива расходуют энергию посредством использования атомных элементов. Первый такой ледокол был создан в 1959 году, назван он был в честь Ленина.

Возникает закономерный вопрос. Почему же в Арктике выгодно пускать корабли не на дизелях? Ответ простой – энергии для раскола льда нужно много больше, чем способно дать любое судно на дизеле. Атомные гиганты справляются с этим легко. Как горячий нож режет масло, так и атомный ледокол скользит по застывшим водам северных морей. Такое судно способно сломать лед, чья толщина достигает трех метров.

Кстати, и работать атомные ледоколы могут дольше, чем дизельные суда, и это еще один плюс в их пользу. Гиганты могут от пяти до семи лет могут бороздить арктические льды, не нуждаясь в подзарядке. В настоящий момент в России в эксплуатации семь арктических судов: «Севморпуть», «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы», «Арктика» и «Сибирь». Все они базируются в Мурманске.

Baltphoto/ Андрей Пронин

«Балтийский завод» для построения судов

Конечно, если в стране есть ледоколы, то есть и места, где их производят. В частности, государство возлагает надежды на единственный завод, где возводятся арктические исполины.

«Балтийский завод» — единственная в мире верфь, где выполняют заказы по созданию атомных ледоколов. Именно отсюда выходят универсальные атомные ледоколы «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка». Кроме того, «Балтийский завод» выпускает суда и корабли с атомными энергетическими установками, плавучие атомные электростанции, а также оборудование для судостроения.

Сам завод стоит в Северной столице на Васильевском острове. Его площадь равна 650 тысяч квадратных метров. Начал работу он еще в 19 веке, и с тех пор спустил на воду более 600 судов.

Кстати, постройка судов на заводе идет полным ходом. В частности, в честь расположенных на Дальнем Востоке полуострова Камчатка и острова Сахалин назовут пятый и шестой серийные атомные ледоколы проекта 22220, постройка которых запланирована на май 2024 года и на осень 2025 года.

Baltphoto/ Андрей Пронин

Новые ледоколы способны выдержать любой удар в корпус. Кроме того, на борту исполинов будут установлены специальные установки по сжиганию бытовых отходов и очистке сточных вод. Окружающая среда остается целой, а человечество бороздит северные воды.

Российские танкеры для Арктики

Для хода по арктическим водам нужны не только ледоколы, но и танкеры. Именно эти суда переправляют по морю нефть и газ. Чтобы выстроить танкеры, в России также существует специальная верфь «Звезда». Cудостроительный комплекс находится на Дальнем Востоке, во главе его стоит НК «Роснефть».

2023 год, кстати, принес множество вестей с верфи. Например, в июле 2023 года верфь спустила на воду два крупнотоннажных современных судна ледового класса. Первым из них стал танкер-челнок усиленного ледового класса ARC6 «Валентин Пикуль». Судно сможет пробивать лед, глубина которого не превышает 1,7 метров.

Вторым судном стал танкер для перевозки газа СПГ класса ARC 7 «Сергей Витте». Данный танкер немногим мощнее своего собрата, и способен размалывать лед, чья толщина не превышает 2 метров.

Однако на верфи продолжается разработка новых судов. Так, на ней создается самый большой и мощный в мире атомный ледокол «Россия» по проекту «Лидер». Мощность энергоустановок в 120 МВт позволит судну преодолевать льды толщиной более 4 метров. Также он сможет прокладывать канал во льду шириной до 50 метров, что откроет возможность круглогодичной навигации для танкеров по Северному морскому пути.

По проекту «Лидер» планируется построить три атомных ледокола. Эксперты отмечают, что их строительство обеспечит и закрепит России преимущество в освоении Арктики.

Скованные льдом воды Арктики продолжают осваиваться. Многотонные танкеры выстраиваются под сводами верфи, а вместе с ними строятся и ледоколы, способные проходить там, где не смогут пройти суда дизельные. Строгой северной природе подход нужен особый, и Россия придумывает эффективные решения для этого.

Екатерина Котенко