В Италии назвали выход России из Баренцева совета вынужденным шагом в ответ на враждебность западных стран

Выход России из Совета Баренцева/Евроарктического региона заставил международных экспертов и наблюдателей задаться вопросом «что будет теперь с международным сотрудничеством в Арктике?»

Россия

18 сентября МИД Российской Федерации объявил о прекращении членства в организации:

«… По вине западных участников совета (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция, ЕС) его деятельность с марта 2022 г. фактически парализована. <> Финляндское председательство не подтвердило готовность передать России руководство в Совете Баренцева/Евроарктического региона в октябре 2023 г. в нарушение принципа ротации, сорвав проведение необходимых подготовительных мероприятий. <> В сложившихся условиях вынуждены объявить о выходе Российской Федерации из СБЕР. <> Убеждены, что сиюминутная политическая конъюнктура, которой руководствуются наши североевропейские соседи, не соответствует долгосрочным интересам жителей Заполярья. Ответственность за развал архитектуры Баренцева сотрудничества целиком и полностью лежит на наших «партнерах»», — говорится в заявлении ведомства.

Италия

Спустя три дня, 21 сентября, Tommaso Bontempi  эксперт в области международных отношений, выпускник венецианского университета Ca’ Foscari (Италия), обозреватель итальянского информационно- аналитического портала «Osservatorio Artico», посвящённого проблемам и международному сотрудничеству в Арктическом регионе, разместил на сайте Агентства аналитический материал, в котором подчеркнул, что объявленный Россией отказ от Баренцева сотрудничества потенциально может изменить всю концепцию международного сотрудничества в Арктике в целом:

«Министр Лавров объявил о выходе Российской Федерации из Совета Баренцева / Евроарктического региона, решение, которое потенциально способно изменить ход международного сотрудничества в Арктике.

Что такое Совет Баренцева / Евроарктического региона?

Совет Баренцева / Евроарктического региона – региональная организация, объединяющая страны Европейской Арктики (Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию, Россию и Швецию, а также Европейскую комиссию). С 1993 года это пример общеевропейского сотрудничества в регионе.

Региональные организации – объединения государств, решивших сотрудничать в определённом географическом районе для совместного решения вопросов, представляющих взаимный интерес. Следовательно, и Совет Баренцева/Евроарктического региона был создан с конкретной целью – снижения возможной напряжённости в отношениях между государствами, окружающими Баренцево море.

В рамках организации сотрудничество всегда шло на двух уровнях: межправительственном, так сказать, более «классическом» (двухлетнее председательство в Совете передаётся между Финляндией, Норвегией, Россией и Швецией), и региональном. Интересно, что существование Баренцева регионального совета было предусмотрено с самого начала. Следуя логике, на основе которой создавался Совет, сотрудничество в нём не может и не должно осуществляться только на правительственном уровне.

Присутствие местных органов власти, представляющих регионы, географически расположенные в Арктике, подчеркивает специфику заявленной арктической политики, безусловно, обязанной учитывать потребности местного населения.

Конец арктического сотрудничества?

Как неоднократно заявлялось в самом Совете, сотрудничество Баренцева региона внесло значительную лепту в создание нового чувства единства и близости между народами, живущими в арктическом регионе. Организация уделяет особенное внимание защите и обеспечению прав коренных народов, представленных в Совете, сохраняя за собой лишь консультативную роль по отношению к директивным органам.

Несмотря на значительную роль организации, только что подчеркнутую здесь, на днях российское правительство приняло решение, озвученное министром иностранных дел страны Сергеем Лавровым, о выходе России из Баренцева сотрудничества. Это решение было вызвано целой цепочкой событий после российского вторжения в Украину, приведшей к «фактическому параличу» Совета по причине противодействия со стороны «западных членов» объединения. Иными словами всех, за исключением России.

Всем хорошо известен большой, если не сказать, очень большой интерес, который Российская Федерация президента Путина всегда проявляла к Арктическому региону. Используя такие организации, как Совет Баренцева/Евроарктического региона и Арктический совет, Россия может подкрепить цели своей арктической политики сотрудничеством, всегда вызывающим позитивный отклик международного общественного мнения.

Выбор Москвы

Приостановка работы Баренцева сотрудничества, озвученная министром Лавровым, – отражение того, что произошло в прошлом году в сердце Арктического совета – гораздо более масштабной международной арене сотрудничества по арктическим вопросам, чем может показаться. Россия не вышла из Арктического совета, но продемонстрировала готовность выйти из Баренцева сотрудничества, возложив ответственность за это на своих «партнеров» (кавычки в оригинальном тексте декларации).

Этот шаг направлен на то, чтобы донести до западного международного сообщества, что Россия больше не намерена терпеть «неуважение, ограничение её прав или запугивающее отношение», предпочитая проводить свои инициативы независимо, вместо того чтобы продолжать быть членом объединения со странами демонстрирующими свою «враждебность». Похоже, что эта позиция широко распространена как на политическом уровне, так и в российском обществе в целом.

Оценивая мнения и заявления видных российских политиков и учёных, выход России из Совета действительно воспринимается естественным. Он встраивается в общий всё более необратимый процесс демонтажа международного сотрудничества в Арктике. При этом Россия пока не отказывается от совместной работы полностью: страна сохранит членство в Арктическом совете «до тех пор, пока будут признаны её права и интересы».

Роль международных форумов

Арктический совет по-прежнему воспринимается глобальной организацией, далёкой от политической повестки, в отличие от Совета Баренцева региона – структуры «политизированной» и находящейся, по сути, под каблуком Европейского Союза, с точки зрения российского правительства.

А вот глобальное сотрудничество, похоже, действительно то, в чём сейчас больше всего заинтересована Россия. Китай и Индия действительно становятся «партнёрами» страны и всё больше вовлекаются в арктические вопросы региона, который, кажется, и не имеет ничего общего с гигантами Азии».

По материалам Osservatorioartico.it

Перевод с итальянского Екатерина Лексунова

Ещё статьи: