Учёные научно-образовательного центра (НОЦ) “Российская Арктика” в Архангельске разработали морской беспилотник для исследований в Арктике, сообщил научный руководитель НОЦ, заместитель первого проректора по перспективным проектам Северного Арктического федерального университета (САФУ) Марат Есеев.
Разработка представляет собой корабль с корпусом из полиэтилена, способный удаляться от базы на расстояние до 500 миль.
“НОЦ разработал морской беспилотник для исследования Арктики. Это небольшое судно, до шести метров в длину, которое может без экипажа осуществлять перевозку грузов и осуществлять функции мониторинга в речной, прибрежной, морской зоне”, – сказал Есеев.
По словам Есеева, беспилотник может иметь двойное назначение, но, в первую очередь, будет использоваться в мирных целях.
Корпус беспилотника сделан из полиэтилена низкого давления (пластик, не подверженный коррозии). Из него уже делают корпуса катеров и лодок. Двигатели могут быть как обычные с винтами, так и в виде системы водомётов. Но главная «изюминка» – система управления.
“Существуют на сегодняшний день уже “мозги”, так скажем, этого беспилотника. Они могут работать и в режиме автономном, то есть в этом случае необходимо сканировать вокруг себя окрестности, чтобы понимать, куда и как двигаться, осуществлять это либо с помощью видеосъёмки, либо с помощью лазерных дальномеров-лидаров, как беспилотные автомобили”, – пояснил Есеев.
“Система предполагает, что данное судно может удаляться от точки, от базы на сотни миль, до 500 миль, но в этом случае, конечно, нужно обеспечить связь. Связь спутниковая, но можно и обеспечить это с помощью радиосвязи. В этом случае есть ограничения по горизонту”, – добавил представитель НОЦ.
Связь можно обеспечить при помощи антенны на борту, поднятой на высоту воздушным беспилотником, что уже проработано на модели. Также есть возможность использовать суда-посредники, которые смогут передавать радиосигнал друг другу.
Как сообщили в научном центре, на корабле-беспилотнике возможно размещение разного оборудования. Для мониторинговых работ – видеокамеры, для гидрометеорологических исследований – датчики температуры, скорости и направления ветра, погружные датчики, например, для измерения солёности воды и других параметров.
“У нас есть работы в Арктическом плавучем университете по использованию тех или иных датчиков, часть из них может работать в автономном режиме”, – уточнил Есеев.
Ещё новости: