Норвегия пытается закрепить за собой Шпицберген

Как стало известно МИД России, в июне этого года правительство Норвегии опубликовало официальный доклад, посвященный ближайшим планам по разведке и добыче минеральных ресурсов, в границах норвежского континентального шельфа, включая район острова Шпицберген.

В ответном выступлении представитель нашего внешнеполитического ведомства Мария Захарова напомнила, что в отношении Груманта (так острова архипелага называли русские мореходы) действует договор 1920 года, дополненный соглашением 2010-го. Оба документа предельно точно определяют и статус островов, и разграничение шельфов по их государственной принадлежности. Москва настоятельно обратилась к Осло с просьбой прекратить все подобные действия. Любое движение вокруг Шпицбергена, несогласованное с российской стороной, воспринимается незаконным. Захарова также напомнила о неоднократных нарушениях норвежской стороной установленного порядка промысла биологических ресурсов в этом районе, добавив, что суверенитет Норвегии над Шпицбергеном не является безусловным и безоговорочным.

После Первой мировой войны, когда страны-победительницы формировали новый миропорядок, свой правовой статус обрел и Шпицберген. Многостороннее соглашение 1920 года установило над островами норвежский суверенитет, при этом признавались права третьих сторон и запрещалось размещение военных баз. После Второй мировой войны, в 1947 году, Норвегия законодательно признала правомочность притязаний Советского Союза на архипелаг, позднее эти права перешли к России как единственной правопреемнице. Соглашение оговаривало доступ для многих стран, но поскольку на трех островах архипелага всегда жили только русские и норвежцы, политическое и юридическое фехтование шло именно между этими двумя державами.

До 1995 года русскоязычное население Шпицбергена превышало по численности норвежское. После закрытия угольных шахт из трех поселков остался только один, и это стало отправной точкой для норвежской тихой, но упрямой борьбы за установление контроль над районом.

Разграничение континентального шельфа для критически зависимой от добычи и экспорта углеводородов Норвегии, стало главным камнем преткновения. Вопрос определения зон ведения геологической разведки внезапным образом разрешился в 2010 году после подписания между Дмитрием Медведевым и норвежским премьер-министром пакета соглашений, главный из которых определил границы государственных шельфов и снял любые взаимные претензии на будущее. Спустя 13 лет Норвегия продемонстрировала готовность выйти из правового поля и вторгнуться на чужую территорию. Россия жестко обозначила свою позицию. Как будет развиваться ситуация покажет время.

По материалам РИА Новости

Фото ИА RUSNORD