«Почётный полярник» на все времена

18 октября 2005 года Министерство транспорта России приказом № 130 учредило в числе других ведомственных наград знак «Почётный полярник», вернув, тем самым, первоначальное название награде. В соответствии с новым Положением о знаке, ему полагались новые вид и удостоверение. В обновлённом варианте российский триколор заменили на флаг министерства с изображением государственного флага России в крыже прямоугольного полотнища голубого цвета. Знак стал безномерным. Изготавливается награда, как и прежде, из латуни, но используются другой тип эмали и два вида крепления – винтовое или булавочное. За историю своего существования награда пережила немало интересного, всегда оставаясь одним из самых редких нагрудных знаков, которым отмечали полярников – людей, во все времена приравненных в нашей стране к героям.

История учреждения

Положения о выпуске самых первых значков «Почётному полярнику» в СССР были учреждены постановлением №866 Совета народных комиссаров СССР от 2 августа 1938 года. Организацию и реализацию всего процесса возложили на Главное управление Северных морских путей (ГУСМП), возглавляемое в то время Отто Шмидтом. Само управление появилось шестью годами ранее, 17 декабря 1932 года. Как определил задачи своего ведомства на одном из заседаний коллегии управления сам Шмидт, оно стало «боевым органом для поднятия на Севере экономики на основе Северного морского пути».

До ГУСМП «северными морскими путями» занималось Северо-Сибирское государственное акционерное общество промышленности и транспорта «Комсеверпуть», функционировавшее в составе Народного комиссариата внешней и внутренней торговли СССР, образованного в 1928 году на основе «Комсеверпути» 1920 года.

Ледокольный флот вместе с воздушным, а также Всесоюзным арктическим институтом (ВАИ), перешёл в ведение ГУСМПа в 1933 году. В то время у руля организации стоял Отто Юльевич Шмидт. Экспедиционная и научная деятельность института велась активно. Популярность профессии полярника была настолько велика, что почти автоматически эти специалисты приравнивались к героям, рискующим жизнью во имя науки и благополучия страны. Конечно же все отправлявшееся как в Арктику, так и в Антарктиду экспедиции становились важнейшим событием для всей страны.

Работа полярников отмечалась государственными наградами. 20 апреля 1934 весь экипаж ледокола «Челюскин», за исключение двоих детей, был награждён орденом Красной Звезды, а лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза. Они были отмечены высшей наградой СССР — орденами Ленина.

Надо сказать, что и в Российской империи существовали подобные награды, но только для руководителей полярных экспедиций. 6 декабря 1903 года орденом Святого Владимира 4-й степени был награждён Александр Васильевич Колчак. Орденом Святой Анны 2-й степени 6 декабря 1914 года отмечен Борис Андреевич Вилькицкий.

Участников же полярных походов начали награждать в начале ХХ века специальными знаками по инициативе президента Императорской Академии наук Константина Константиновича Романова. Их тираж был очень небольшим. Первые из них предназначались, по личному ходатайству Константина Романова, участникам успешного окончания градусного измерения на островах Шпицбергена.

Ещё одна награда была учреждена в 1915 году. Первыми её получили все участники Гидрографической экспедиции в Северном Ледовитом океане.

Серебряный знак «За экспедицию на остров Врангеля» стал первой советской наградой за проявленные героизм и самоотверженность в полярных широтах. Её получили участники Особой гидрографической экспедиции Дальнего Востока, поднявшие 20 августа 1924 года на острове флаг СССР.

В 1927 году Президиум ЦИК Якутской АССР учредил памятный знак «Открывателю воздушного пути Якутии». Этих именных наград было выпущено всего пять. Знаки вручили вместе с орденами Красного Знамени и специальными грамотами участникам 1-й советской воздушной полярной экспедиции, установившей связь с советским поселением на острове Врангеля, а также капитану парохода «Колыма», следовавшего из Владивостока на остров. До него судно не дошло, но спущенные на воду гидросамолёты перебросили все необходимое для снабжения поселенцев. Благодаря этой тяжёлой проделанной полярниками работе в 1928 году удалось открыть регулярное воздушное сообщение между Иркутском и Якутском.

В 1928 году одноимённые спецнаграды были учреждены для «Участников спасательной арктической экспедиции 1928 года». Серебряные с позолотой ромбовидные знаки с силуэтом ледокола «Красин», пробивающегося сквозь арктические льды, вручили всем «красинцам» и «малыгинцам» (ледокольный пароход «Малыгин»), спасшим участников итальянской воздушной высокоширотной экспедиции под руководством Умберто Нобиле. Команда потерпела крушение на дирижабле «Италия» недалеко от Шпицбергена.

Учреждение значка «Почётный полярник»

Получив в 1938 году распоряжение разработать, выпустить и вручить значок «Почётному полярнику», руководитель Главного управления Северных морских путей Отто Шмидт уже спустя две недели, 15 августа 1938 года, утвердил положение о значке. Пробных вариантов изготовили четыре. С небольшими отличиями на них было схематичное изображение трассы Севморпути и на двух из них новейший в то время ледокол «Иосиф Сталин».

На Ленинградском монетном дворе также изготовили значок из бронзы. Именно его облик и был взят за основу. В центре значка на фоне Северного полушария с контуром Севморпути изображён ледокол «Иосиф Сталин», а над полусферой земного шара развевающееся красное знамя и надпись «Почётному полярнику». В нижней части значка две эмблемы – морская (якорь) и авиационная (крылья). В верхней – серп и молот. Изображение значка было помещено также в нижней части «Похвальных грамот». Их вид оставался неизменным до 1960-х годов. Известно, что на 1940 год был запланирован выпуск 1000 экземпляров. Однако этот значок никому так и не вручили. В его вид решили внести небольшие изменения, и над полусферой земного шара появился самолет полярной авиации, а сама она была выполнена из голубой, а не золотистой эмали. Работа над созданием значка шла в течение 13 месяцев. Изменено было и его первоначальное название. Из «Почётный полярник» оно стало «Почётному полярнику», что больше соответствовало надписи на нём.

В октябре 1938 — начале 1939 годов на страницах газет «Восточная Арктика» и «Советский полярник» появились первые сообщения о представлении к награждению значками и Похвальными грамотами ГУСМП. А уже с 1939 года в журналах «Советская Арктика», «Проблемы Арктики» и в газете «Восточная Арктика» начали публиковаться заметки о награждениях. Так, в одной из них говорилось о «награждении 35 человек за отличные образцы стахановской работы, высокое качество научной деятельности и образцовую постановку хозяйственной работы». В выдаваемом вместе с серебряным значком удостоверении, указывались сведения о награждённом и номер значка. Предусмотрено было и место для фотографии. Номер в удостоверении соответствовал номеру, выгравированному на реверсе значка.

Начальник Главсевморпути лично рассматривал ходатайства организаций и принимал решение о награждении. В соответствии с Положением о награде, она учреждена за предотвращение аварий с судами, самолётами, агрегатами или предотвращение срыва производственных заданий. Награждённые имели ряд преимуществ, оговорённых в Положении. Перемещение по работе этих специалистов могло производиться только с согласия начальника ГУСМП. По его же приказу они могли лишиться награды за систематическое невыполнение работы или серьёзные проступки. Были и определённые льготы, связанные с получением образования в учебных учреждениях системы, что было особенно актуально.

Первыми полярниками, награждёнными высокой наградой, стали 15 членов экипажа ледокольного парохода “Георгий Седов” (приказ № 526 от 6 ноября 1938 года), дрейфовавших в Северном Ледовитом океане с января 1937 года.

7 ноября 1938 года в кают-компании судна состоялось торжественное собрание экипажа в честь годовщины революции, и капитан Константин Бадигин сообщил товарищам о том, что пришла телеграмма из Москвы от руководства ГУСМП.

«Дорогие товарищи-седовцы! В день ХХI годовщины Великой Октябрьской социалистической революции поздравляем вас, отважных, мужественных патриотов! Учитывая вашу самоотверженную работу в деле освоения Арктики, руководство Главсевморпути награждает товарищей Бадигина, Трофимова, Ефремова, Буйницкого, Токарева, Алфёрова, Соболевского, Буторина, Полянского, Бекасова, Шарыпова, Недзвецкого, Гаманкова, Гетмана и Мегера значками “Почётному полярнику”. Уверены, что вы с присущей большевикам энергией, выдержкой, хладнокровием выйдете победителями из славного дрейфа».

В этот день Константин Бадигин записал в своём дневнике:

«Загремели аплодисменты. На усталых лицах моих товарищей засияли улыбки. Мы — почётные полярники! Только тот, кто работает в Арктике, знает, как высоко ценится это звание людьми Севера. Оно — реальное признание особых заслуг».

Лично седовцы получили свои значки по завершению героического дрейфа, продолжавшегося 812 суток – уже в начале 1940 года. Тогда же они были награждены орденами и медалями.

Преемник Отто Шмидта на посту руководителя, Иван Дмитриевич Папанин, 15 декабря 1939 года также подписал положение о значке. Оно стало печататься в удостоверениях к награде. С этого года, согласно документу, значком награждались за активное участие в социалистическом соревновании и достижение наиболее высоких показателей в выполнении производственных программ, образцовое проведение особо ударных работ и заданий, длительную, преданную работу по освоению Арктики, смелость, самоотверженность и героизм, проведение технических усовершенствований и изобретательскую деятельность, а также за заслуги в научно-исследовательской работе в Арктике.

До 1943 года были награждены около 1000 человек. Изначально значки носили на левой стороне груди, с 1943 года — на правой.

С конца 1942 года значки стали цельноштампованными и выполнялись из бронзы с посеребрением. Порядка 1000 экземпляров было произведено на Краснокамском монетном дворе (более ранний тип реверса – с контррельефом, более поздний – гладкий). Ещё 1000 экземпляров в последние годы Великой Отечественной войны изготовили в мастерских Центрального совета Всеармейского военно-охотничьего общества в Москве. В военные годы, по понятным причинам, от посеребрения отказались. Выпуск осуществлялся с анодированием бронзовой основы на Московском монетном дворе. На этих производственных площадях было изготовлено около 2000 экземпляров.

С изображением ледокола «Иосиф Сталин» исследователи насчитывают пять вариантов награды.

Новое время

В марте 1953 года было создано Министерство морского и речного флота СССР. В его состав вошли бывшие министерства морского, речного флотов и Главсевморпуть. Знак «Почётному полярнику» стал наградой нового ведомства. Изменения снова коснулись награды. Цвет обложек удостоверений вместо красного стал коричневым.

В 1954 году изменения коснулись значка уже в связи с политическими процессами в стране. Состоялся ХХ съезд партии. Начался активный процесс десталинизации. 24 ноября 1961 года ледокол «Иосиф Сталин» был переименован в «Сибирь», став теперь бывшим флагманом советского ледокольного флота. К тому времени на Балтийском заводе в Ленинграде был построен атомный ледокол «Ленин». Его ввели в эксплуатацию за два года до этого, в 1959 году. Именно этот атомоход было решено поместить на место «Иосифа Сталина» на значке.

Обновлённая награда с конца 1961 года изготавливалась на том же Московском монетном дворе.

До 1970 года было выпущено ещё порядка 2000 экземпляров. Между первыми тремя партиями отличия могут заметить только фалеристы. Для непрофессионала незаметными остаются разница в расстоянии между буквами клейма ММД на реверсе, его разный размер, как и надписи «В.И. Ленин» или «Ленин» на борту судна. В последнем варианте значка «Почётному полярнику» с атомоходом «Ленин» 1970– 1991 годов выпуска, уже заметен контррельефный реверс.

Самый известный номер значка из этих серий – 7002. После упразднения Главсевморпути в 1964 году, награда пережила ведомство и осталась в ведении Министерства морского флота СССР. С этого времени для поощрения за заслуги в Арктике и Антарктике сотрудников других организаций и ведомств, в министерство направлялись ходатайства. Бюрократический аппарат временами бывал неповоротлив. Лев Михайлович Саватюгин – доктор географических наук, Почётный полярник России, главный научный сотрудник Арктического и Антарктического научно – исследовательского института, участник экспедиций в Арктику и Антарктиду, автор шести монографий по истории и топонимике архипелагов Российской Арктики, Кавалер орденов Почёта, «За морские заслуги» и медали «За трудовую доблесть» – вспоминал, что его представляли к награждению значком 7 раз, а получил награду он только в 1997 году. Тем дороже значок полярнику. Исследователи в своих работах подчёркивают значимость этого знака отличия среди полярников. Им гордились. Звание «Почётного полярника» до сих пор вызывает огромное уважение даже у непосвящённых.

Новое – не забытое старое

С распадом Советского Союза были упразднены многие министерства и ведомства страны, комиссии и комитеты. 26 декабря 1991 года прекратило своё существование и Министерство морского флота СССР. К этому времени награду получили около 7000 человек.

Министерство транспорта Российской Федерации в 1993 году решило вернуть жизнь значку «Почётный полярник». Теперь им награждались работники предприятий, организаций и учреждений морского транспорта, а также те, кто активно содействовал его развитию. «В том числе за многолетнюю плодотворную работу в Арктике и Антарктике», говорилось в новом Положении. Понизился и статус награды. Право награждения предоставлялось директору Департамента морского транспорта Министерства транспорта РФ.

Значки и удостоверения советского образца вручались до середины 1990-х годов. В удостоверения вклеивали российскую символику. Продолжили и нумерацию значков. На ММД выпустили около 1000 новых бронзовых экземпляров. Лишь в 1995 году начали изготавливать значки нового образца из латуни с анодированием. На них уже был российский флаг золотая лавровая ветвь вместо серпа и молота. С этого момента нумерация наград началась с нуля. Эти значки фалеристы называют «Триколор».

18 октября 2005 года Министерство транспорта России утвердило статус нагрудного знака «Почётный полярник», и с этого времени он стал ведомственной наградой Министерства транспорта России, которой награждаются работники организаций морского, воздушного и внутреннего водного транспорта, сотрудники Министерства, центрального аппарата Федерального агентства морского и речного транспорта, его территориальных органов и все внёсшие значительный вклад в развитие Северного морского пути.

В 2013 году в Положение о знаке внесли несколько дополнений. В частности, до 10 лет увеличили стаж работы в полярных районах, необходимый для получения награды. Уточнялось, что независимо от стажа знаком награждаются по-прежнему люди за проявленные смелость, самоотверженность и героизм при спасении жизни людей и транспортных средств в Арктике и Антарктике.

А в 2016 году нумерация значков снова возобновилась. Был дан новый отсчёт, встреченный почётными полярниками, учёными, исследователями и экспертами с большим одобрением и энтузиазмом. 1 августа 2022 года в Госкорпорации «Росатом» снова учредили ФГБУ «Главное управление Северного морского пути» («Главсевморпуть»). Специалисты уверены, что будущая история знака снова будет связана с этой важной для Севера России организацией.

Артур Николаевич Чилингаров, Герой Советского союза и Российской Федерации, советский и российский учёный-океанолог, исследователь Арктики и Антарктики, доктор географических наук, член-корреспондент РАН, президент Государственной полярной академии, Президент Ассоциации полярников, Почётный полярник России:

«Раньше считалось, что полярники — это моряки, лётчики и учёные. Сегодня мы подразумеваем, что полярники — это все люди, которые живут на Крайнем Севере и работают в этих регионах. Ведь экстремальные условия жизни одинаковые и для учителя, и для врача, и для шофёра, и для подводника. <> Сегодня в России к полярникам могут быть отнесены около 2,5 миллионов человек, постоянно живущих и работающих в девяти арктических регионах и Антарктиде».

Рина Румянцева

По материалам: ААНИИ , Я коллекционер , Министерства транспорта РФ, Авторские коллекции и нагрудные знаки, Sovietznak