Исчезнувшие в Арктике

В переписи 2010 года представителями этого арктического народа себя записали 4 человека, а в 2021 году – 23. Правда, все они были уже результатом смешения нескольких народов.

В далёком 1959 году их было около ста, а когда-то это был народ, чья территория проживания простиралась от Анадырского лимана до устья Опуки. По некоторым археологическим данным, следы древних поселений народа прослеживаются и южнее — до мыса Олюторский. Первое датированное учёными появление в Арктике – первая половина первого тысячелетия до нашей эры – в ходе формирования протоэскалеуто-ительменского этнического пласта.

Имя им – кереки.

Кереки

Ряд исследователей назвали кереков «самым несчастным племенем Северо – востока». Несмотря на то, что освоение русскими казаками северо-востока обошло стороной керекские земли, этот народ в XVIII веке стал заложником военных столкновений за обладание оленьими стадами между чукчами и коряками, страдая от тех и других. Конфликты отличались ожесточённостью. К набегам готовились тщательно. Использовался активно яд, которым смазывались наконечники стрел. У получившего такую рану человека, она опухала, и спустя несколько дней раненый умирал. В столкновениях обычно принимали участие 200—300 воинов, однако в самых судьбоносных и важных битвах в ополчении могло находиться около 3000 человек. Из-за своей малочисленности в сравнении с соседними народами, кереки не смогли оказать достойного сопротивления. В итоге, большая часть керекских мужчин погибла в этих набегах, а женщины и дети были угнаны и ассимилированы.

Другой причиной исчезновения народа этнограф Владилен Леонтьев в книге «По земле древних кереков» назвал вспышки эпидемии оспы.

Кереки – в переводе с языка народа – анкалгакку или аракыкку – «приморские люди». Оставшиеся их представители проживали в Беринговском районе Чукотского автономного округа.

До XX века кереков не отделяли от приморских оседлых чукчей, принимая их язык за диалект чукотского или корякского. Поэтому данные об их численности были не точны и различны.

К началу XXI века носителям керекского языка, так никогда и не получившим письменности, удалось сохранить около пяти тысяч слов.

Два главных учёных, сделавших всё от них зависящее в деле сохранения культуры и языка кереков, магаданские исследователи Владилен Леонтьев и Александр Орехов в 70-е годы прошлого века общались с пожилыми представителями народа, записывали новые слова, изучали его традиции и историю.

По данным же 1991 года, говорящих по-керекски было всего трое: Екатерина Хаткана, Николай Етынкэу (мэйныпильгынский диалект), Иван Уваргыргын (хатырский диалект). Все они, помимо родного, владели чукотским и русским языками.

История долгожительницы Екатерины Хатканы этнограф и фольклорист Владилен Леонтьев записал максимально подробно. Не планируя ничего подобного, женщина волей судьбы стала переводчиком на русский язык сказок своего народа, хранительницей фольклорной традиции.

Екатерина родилась и выросла в окружении кереков. В семье говорили на родном языке, соблюдали все обычаи. После смерти отца Екатерина по традиции перешла на воспитание к родному дяде, брату отца. Женщина вспоминала, что растить детей в тот период было тяжело. Ребёнком ей не раз приходилось переживать настоящий страшный голод.

Екатерина не помнила точно в каком возрасте на её лицо соплеменники нанесли татуировку. Но по народной традиции это период с 10 до 12 лет.

«Старшие говорили, что это надо сделать обязательно, а то после смерти, мол, плохо будет…» — поясняла Хаткана.

После окончания школы, Екатерина устроилась на работу учётчиком на рыбную базу. Но судьба распорядилась иначе. Полюбив чукотского пастуха Вотгыргына, Екатерина вышла замуж и уехала вместе с мужем в тундру, где стала заниматься вместе с ним оленеводством. Браки с инородцами у кереков, натерпевшихся от насильственной ассимиляции за всю свою историю, не одобрялись. Дядя Екатерины требовал возвращения её в родную семью. Но закон был на стороне молодых. Семейные союзы с чукчами становились постепенно нормой для кереков. Екатерина в совершенстве овладела чукотским и русским языками и начала переводить, по просьбе своей школьной учительницы, керекские и чукотские сказки. Женщина даже не представляла, что её незначительная, как ей казалось, помощь окажется настоящим кладом для исследователей, и именно она, Екатерина Хаткана, познакомит учёных с неизвестным им ранее фольклором её народа, представлениями кереков о мире, древних обычаях и обрядах.

Главной задачей своей жизни Екатерина считала семью и воспитание шестерых собственных и двух приёмных детей. У кереков дети – подарок богов. Отношение к ним самое трепетное и доброе в семье. Они находятся под постоянной опекой. Детские желания исполняются всегда и считаются законом.

«Во всех керекских сказках все младшие дети оказываются умнее своих матерей и отцов и даже поучают их. Так, лиса Йайучананккут, прежде чем куда-либо идти, спрашивает разрешения у своей дочери Имынны, а Имынна, в свою очередь, ругает мать за обман и проделки. Младший сын Кукки вороненок Ауппали раньше всех догадывается, что лиса хитрит», — писал Владилен Леонтьев в статье о фольклоре кереков. Как считал учёный, возможно, причиной стали представления кереков о том, что родившиеся дети были их предками, вновь вернувшимися в семью. Так, писал он, «новорождённого сына считали отцом матери. Когда рождалась дочь, говорили, что вернулась свекровь. Имена всем детям подбирались строго из имён предков по материнской линии».

Быт народа

Поселения кереков представляли собой землянки, укреплённые дёрном и песком. Каждая из них вмещала сразу несколько семей. Спальные места представляли собой настилы. Спать полагалось строго головой к восходу солнца. Все семьи пользовались размещённым в центре землянки очагом.

Нарты и другое имущество кереки хранили рядом с землянками на специальных помостах. Когда усиливались морозы и выпадал снег, жилище сверху обкладывали снегом, а к выходу дополнительно пристраивали длинный снежный коридор. Летние жилища были временными и представляли собой шалаши. В советское время основным жилищем кереков стал деревянный рубленый дом.

В тёплое время года кереки переселялись в места рыбного промысла. В честь переезда устраивали торжества с защитными ритуалами.

Главным промыслом народа, конечно, было рыболовство, но занимались люди и морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством, держали упряжных собак. Кстати, исследователям удалось выяснить, что именно кереки придумали запрягать собак цугом (попарно или по одной в ряд). Чукчи и эскимосы изначально запрягали собак «веером». И только в XIX веке они переняли опыт кереков. Новый вид упряжки оказался более удобным.

У южных кереков было распространено и мелкотабунное оленеводство.

Основной рацион питания кереков составляли оленина (сырая, мороженая, вяленая и варёная), китовое и моржовое мясо, заготовки на основе корней трав, сушёная и вяленая рыба.

Сказки кереков

Особое место в семье, кроме детей, у кереков занимала бабушка.

Как писал Леонтьев, «в одной из переведенных Хатканой сказок есть любопытная подробность. Персонаж заяц-мужчина Милуткалик приходит к бабушке и просит у неё позволения идти на промысел. После долгих споров бабушка разрешает ему пойти в кустарник за корой. Такой сюжет наблюдается почти в любой керекской сказке. Перед совершением какого-либо поступка герой обязательно обращается за разрешением к бабушке».

Писатель и исследователь Чукотки, действительный член Императорского географического общества генерал-лейтенант Александр Алексеевич Ресин (1857 – 1933) в своих очерках об инородцах также отмечал, что в жизни «чукмарей» (так он называл кереков) большую роль играла женщина: 

«Женщины у этого народа имеют заметно большее значение, чем у других: они руководят всем хозяйством, принимают большое участие в торговле и на вид кажутся развитее мужчин…».

У кереков, действительно, именно бабушка или жена распоряжались не только хозяйством, но и согласовывали любой поступок мужчин семьи советом. В большей части случаев именно они могли как разрешить, так и запретить что-либо.

Как отмечают фольклористы, удивительно в керекских сказках и то, что они, в отличие от сказок других народов, изобилуют диалогами, а для устной передачи их содержания крайне важна интонация сказителя. Самый распространённый сказочный герой – ворон Кукки. О нём люди сложили целый сборник историй, в которых он то предстаёт в образе творца мира, то в образе шамана и хитреца.

Ещё одна интересная особенность народа – «горловые игры». Все праздничные события кереков сопровождались «горлохрипением» на вдохе и выдохе, напоминающим крики прибрежных птиц и морских животных. Исполняли такие «песни» женщины. Как удалось установить исследователям, кроме того, что традиция была частью музыкальной культуры, такая своеобразная техника помогала предотвращать стресс. Причём как у исполнителей, так и у слушателей.

Вероисповедание

Вероисповедание кереков шаманизм с характерными культами предков и животных. В качестве главного тотема в святилищах кереков возвышался столб-охранитель и выложенные полукругом моржовые черепа. Шаман, как и у других народов, совершал благодарственные и охранительные обряды, люди приносили духам предков в жертву пищу. И, опять же, именно женщины зачастую выступали в качестве шаманов.

В системе верований кереков всё вокруг является живым, имеет душу и неразрывную связь друг с другом. По представлениям народа, прошлое, настоящее и будущее во Вселенной — это единый энергетический поток.

Спасла советская власть

В отличие от других народов, зачастую предъявляющих претензии к советской власти, кереки всегда были уверены, что именно она спасла их от голодной смерти.

Как отмечал этнограф Владилен Леонтьев, к моменту прихода советской власти на Крайний Север духовные и физические силы народа были подорваны.

В 1971 году один из последних чистокровных кереков Михаил Етынкеу сказал этнографу:

«Если бы не Советская власть, то ты сейчас не разговаривал бы со мной — мы все умерли бы с голоду» (В. Леонтьев. “По земле древних кереков”)

Условия жизни народа действительно существенно улучшились. С этого времени кереки начали активно контактировать с русскоязычным населением. В землянках появились железные печи. Питание и лечение людей обеспечивалось централизованно. Права народа были уравнены с другими. В дальнейшем люди переселились в рубленые избы. Каждая семья начала жить отдельно в нескольких посёлках на Чукотке, всё больше смешиваясь с чукчами. Уход с береговых стойбищ в посёлки спас народ, но ускорил его ассимиляцию.

Удивительный, самый малочисленный народ российской Арктики, с трёхтысячелетней историей слишком долго проживал в природной среде в естественной изоляции. Со смертью последних трёх чистокровных кереков в начале XXI века прервалась и история народа.

Рина Румянцева

По материалам Культура.РФ , Справочник “История народов России” , Большая российская энциклопедия 2004 – 2017 , Атлас КМНС  и книге В.В. Леонтьева «По земле древних кереков». Записки этнографа. Мгагаданское книжное издательство, 1976г.

Ещё статьи: