Валерий Шлямин: Костомукша – город с уникальной историей, город будущего!

Решением Совета КГО от 31 августа звание «Почётный гражданин города Костомукша» присвоено Валерию Александровичу Шлямину, который отработал в костомукшском проекте в общей сложности 12 лет. Читайте интервью с Валерием Александровичем, которое вышло в выпуске газеты “Новости Костомукши” №34, посвященном 40 летию города, празднуемом 9 сентября 2023 года.

В.А. Шлямин

В 1992 – 2002 гг. – министр внешних связей РК;

В 2002-2003 гг. – министр экономического развития РК; в 2003 – 2017 гг. – торговый представитель России в Финляндии.

С 2017 по настоящее время – советник при ректорате ПетрГУ, научный руководитель Института североевропейских и арктических исследований ПетрГУ. Заслуженный экономист РК, доктор экономических наук, автор более 130 научных публикаций, в том числе двенадцати монографий.

Валерий Александрович, свою трудовую деятельность Вы начинали в Костомукше. Как Вы оцениваете костомукшский период в Вашей жизни?

В. Шлямин

Да, трудовой путь я начал после окончания факультета промышленного и гражданского строительства Петрозаводского государственного университета, прибыв 7 октября 1974 года в Дирекцию строящегося Костомукшского горно-обогатительного комбината. Ещё в 1972 году, когда  только разрабатывался технический проект ГОКа, а я был на третьем курсе, принял для себя решение работать на его строительстве. В Костомукше должна была развернуться крупнейшая в истории Карелии и одна из крупнейших в стране стройка – лучшая возможность для становления профессионала. На всесоюзном распределении вместе со своими товарищами Валерием Кузьминым и Игорем Егоровым получил право выбрать Костомукшу.  Первое назначение для нас – инженеры производственного отдела Управления строительства «Костомукшстрой» Минчермета СССР.

В  ноябре 1974 года впервые очутился в Контокки. Здесь началось создание временного посёлка горняков и строителей ГОКа. Осенью и зимой  принимал участие в проектировании временных зданий, сооружений и инженерных сетей посёлка, а в апреле 1975 года был направлен в Контокки в качестве мастера строительного участка.

В 1976 году мне поручили возглавить планово-экономический отдел УС. 18 мая 1977 года было  подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве СССР и Финляндской Республики по строительству Костомукшского ГОКа, в соответствии с которым финская сторона обязалась выполнить крупный объём общестроительных работ с поставками конструкций, строительных материалов и части оборудования. В марте 1978 года руководство ГОКа направило меня в четырёхлетнюю командировку в Финляндию, в Торгпредство СССР, в Технико-коммерческое бюро Всесоюзного объединения «Проммашимпорт».   В качестве инженера-приёмщика довелось посетить и осуществить испытания и приёмку несущих конструкций из сборного железобетона, металла, деревянных клеёных конструкций для строящихся объектов комбината и города на более чем  60 предприятиях, персонально отвечая за качество поставляемых из Финляндии изделий.

Костомукша строится

В марте 1982 года вернулся в Костомукшу и был назначен заместителем начальника Управления капитального строительства ГОКа. В 1983 году, после того как Костомукша получила статус города, мне оказали доверие, избрав депутатом Городского Совета и назначив заместителем председателя Горисполкома – председателем городской плановой комиссии. Горжусь тем, что костомукшане трижды избирали меня депутатом Горсовета, а с 1985 по 1987 гг. избирали секретарём Горкома КПСС, ответственным за социально-экономическое развитие, капитальное строительство, торговлю и бытовое обслуживание населения города.

В ходе строительства комбината и города встретил сотни замечательных людей среди проектировщиков, горняков, строителей, монтажников, государственных деятелей, руководителей местного самоуправления, деятелей культуры, образования, журналистов и представителей других профессий –  настоящих мастеров своего дела. Мы смогли вместе преодолеть проблемы и препятствия в Костомукше и добиться достижения поставленных государством целей. Многие из них – мои друзья и сегодня.

Таким образом, в Костомукшском проекте мне посчастливилось трудиться 12 лет, лучших лет в моей жизни.

С какими сложностями, проблемами Вы сталкивались в этот период? Удалось ли их преодолеть?

В таком крупномасштабном  проекте с участием: около 20 советских проектных институтов, более чем 20 отечественных генподрядных и субподрядных организаций, сотен советских заводов – поставщиков технологического оборудования, материалов и изделий, более сотни финских фирм под эгидой управленческой компании – акционерного общества «Финн-Строй» – сложностей и проблем было предостаточно. Например, необходимо было совместить различные проектные школы в промышленном строительстве и градостроительстве, быстро найти взаимопонимание между заказчиком, общестроительными фирмами и монтажными организациями двух стран на промышленных объектах, решить множество других проблем. 

Ещё до заключения соглашения с финнами советским строителям и горнякам Минчермета СССР приходилось создавать пионерную производственную стройбазу для строительства дорог к будущему карьеру и временного посёлка в необжитой местности в очень сложных условиях. Достаточно сказать, что в середине 70-х годов время доставки грузов и пассажиров по автодороге от железнодорожной станции Боровая до Контокки (около 120 км) составляло около 6 часов. Однако именно в эти годы коллектив строящегося комбината  формировался квалифицированными специалистами, главным образом прибывших из предприятий  Криворожского железорудного бассейна, Курской магнитной аномалии, Урала и ряда других регионов СССР. Поэтому к моменту заключения соглашения с Финляндией, советская сторона, как заказчик и партнёр в строительстве ГОКа, была подготовлена.

По моим расчётам, привлечение финских фирм к общестроительным работам в сочетании с чётко выдержанным графиком изготовления и поставки отечественного технологического оборудования, мастерством советских монтажников, позволило в два с половиной раза сократить нормативные сроки строительства комбината. Вместо 18 – 20 лет комбинат и город были построены за 7,5 лет. Была достигнута эффективность капитальных вложений.

Руководство строящегося комбината и города, заботясь о привлечении высококвалифицированных специалистов, с момента начала строительства пыталось добиться выделения достаточных финансовых ресурсов для возведения объектов социального назначения. Многое, но далеко не всё удалось. Минчермет СССР по традиции стремился максимально сэкономить. Для меня и моих товарищей и коллег на комбинате, в исполкоме горсовета и горкоме стремление добиться комплексного развития Костомукши было  сравнимо с борьбой за справедливое отношение государства к труженикам стратегически важного предприятия на приграничном Севере Карелии.  

Не менее важным результатом было то, что в ходе реализации Костомукшского проекта достигнута высокая степень доверия и уважения советских и финских участников строительства и населения сопредельных приграничных территорий. Об этом полезно вспомнить и сегодня.

Во многом благодаря особенностям формирования коллектива ГОКа и других предприятий Костомукши, в городе из представителей более чем 20 национальностей сложился особый, благоприятный микроклимат человеческих отношений, что я особенно ценю.

Кто были Вашими учителями в Костомукше?

За годы работы на строительной площадке к моим учителям отношу главных инженеров проекта Костомукшского ГОКа проектного института «Гипроруда» Владимира Васильевича Шадрина и Владимира Алексеевича Пояркова, начальника производственного отдела УС «Костомукшстрой» Анатолия Ивановича Сибирцева и начальника сметного отдела УКСа ГОКа Екатерину Васильевну Чумак. Конечно, многое перенял у рабочих-строителей, среди которых выделю бригадиров Антона Крумина и Петра Лисицина. Горжусь тем, что моим наставником и старшим товарищем в течение многих лет был генеральный директор Костомукшского ГОКа (с 1980 по 1997 гг.) Николай Петрович Ершов.

Моими наставниками в годы работы в горисполкоме и горкоме были блестящие специалисты в сфере региональной экономики и местного самоуправления, возглавлявшие в разные периоды Госплан КАССР Лениан Петрович Кица и Кузьма Филиппович Филатов. Конечно, большую пользу принесло сотрудничество с председателями Костомукшского горисполкома Геннадием Николаевичем Лазаревым, Людмилой Алексеевной Осипенко, Анатолием Юрьевичем Субботиным; первыми секретарями Костомукшского горкома КПСС Павлом Евстигнеевичем Пещенко и Юрием Фёдоровичем Кузнецовым. Много полезного перенял у других коллег-костомукшан.

Костомукша в течение многих лет была одним из самых убедительных примеров российско-финляндского добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Как бы Вы могли оценить решение Финляндии отказаться от добрососедства с Россией и вступить в НАТО?

 Торговля с Россией, участие финнов в совместных инвестиционных и кооперационных проектах, таких как Костомукшский, далеко не в последнюю очередь  способствовало превращению послевоенной аграрно-промышленной Суоми  в одну из самых высокоразвитых стран мира всего за каких-нибудь 35 – 40 лет. Судите сами, в течение многих лет, вплоть до 2022 года, малая европейская страна Финляндия входила в группу 15 наиболее крупных торгово-экономических и технологических партнёров России. Это произошло благодаря сохранению Суоми нейтралитета, прагматичной политике президента Урхо Калева Кекконена (3 сентября 2023 года ему исполнилось 123 года со дня рождения) и его последователей.

В России, в Карелии и в Костомукше высоко ценят миролюбивую политику Кекконена, его усилия по развитию двусторонней торговли и, частности, продвижению инициативы Костомукшского проекта. Лучший памятник У. К. Кекконену и  Председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину был открыт 10 лет назад именно в Костомукше.

Однако после известных событий на Украине в 2014 году финское политическое руководство не только поддержало антироссийские санкции США и Евросоюза, но и оказалось в лидерах по поднятию градуса русофобии. В финских средствах массовой информации в течение 9 лет изо дня в день распространяются вбросы о мифической «российской военной угрозе». В итоге в  2022 году в Финляндии без референдума принято решение об отказе от добрососедства, сворачиванию всех связей с Россией и вступлению в НАТО. Этот шаг финские политические лидеры сделали под сильным влиянием Вашингтона и Брюсселя. 

В условиях резкого обострения конфронтации между объединённым Западом и Россией нынешнее финское руководство, лишившееся после вступления в ЕС существенной части своих внешнеполитических полномочий,  фактически не имело шансов сохранить нейтралитет, да и не стремилось к этому, а население страны не получает правдивую информацию о России. Давно уже политический фактор не оказывал такое сильное негативное влияние на деловую жизнь. За последние 1,5 года абсолютное большинство финских фирм, под политическим давлением или стремясь избежать политических рисков, заморозили свою деятельность в России или вовсе ушли с нашего рынка. По моим самым осторожным оценкам, экономический ущерб финской стороны составил около 4 млрд. долларов США, потеряно не менее 25 тыс. рабочих мест, особенно на приграничных территориях Восточной Финляндии. Экономика Суоми, по финским экспертным оценкам, вступила в рецессию. В 2023 году ожидается падение валового внутреннего продукта на 0,3 %. Не прогнозируется роста и в 2024 году. Инфляция достигла невиданных прежде высоких значений, реальные доходы населения заметно сократились, Финляндия оказалась перед угрозой утраты имиджа страны всеобщего благосостояния.

Конечно, разрыв экономических связей негативно сказался на экономике России, Карелии и Костомукши. Нашему приграничному региону сложнее многих других заместить финских партнёров, доля которых достигала четверти от общего товарооборота внешней торговли и экспорта РК. Кроме того, десятилетиями Финляндия была транзитным партнёром в торговле с  третьими странами для российских и, в частности, для таких карельских предприятий как «Карельский окатыш», производителей бумаги, пиломатериалов, других товаров. Для туристической отрасли Карелии, особенно для Костомукши, разрыв деловых связей с Финляндией был довольно болезненным. Начиная с прошлого года, карельские участники внешнеэкономической деятельности энергично работают над новыми логистическими вариантами экспорта, поиском новых рынков и партнёров, постепенно добиваются намеченных результатов. В целом экономика России и Карелии справляются с внешними вызовами. Кроме того, в нашей стране в отличие от стран Западной Европы существует крупный потенциал внутреннего рынка. Верю, что пусть и не скоро, у наших соседей восторжествует здравый смысл, и мы вернёмся к взаимовыгодной торговле, естественному культурному, природоохранному и научному сотрудничеству, нормальному общению между людьми.

 Каковы, на Ваш взгляд, должны быть коррективы в стратегии социально-экономического развития республики?

Прежде всего, хотел бы обратить внимание на то, что Республика Карелия является геостратегическим регионом нашего государства, расположенным на границе с ЕС и НАТО. Шесть муниципальных образований РК, в том числе и город Костомукша, вошли в Арктическую зону Российской Федерации. С учётом новых военно-политических и экономических вызовов и угроз со стороны объединённого Запада в настоящее время в российские документы стратегического планирования вносятся важные коррективы, которые необходимо учесть в новой стратегии социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу. На наш взгляд, республика в диалоге с федеральным Центром могла бы выступить с инициативой по обсуждению приоритетов развития приграничных территорий Северо-Запада в новых условиях в обновляемой Стратегии пространственного развития РФ. С целью повышения конкурентоспособности национальной и региональных экономик предлагаем  сделать акцент на стимулировании межрегиональной кооперации в модернизации инфраструктуры энергетики, транспорта, связи, совместном создании сети центров по подготовке наиболее востребованных специалистов и непрерывному повышению их квалификации. В связи с этим мы возлагаем надежды на Северо-европейский открытый научно-образовательный консорциум (СЕОНОК), созданный два года назад по инициативе ПетрГУ. К настоящему времени к нему уже присоединилось 15 университетов и институтов, расположенных на Европейском Севере России.

В проекте Программы развития деятельности ПетрГУ в Арктической зоне на период до 2035 года, которая будет вскоре принята, нами предусмотрены перспективные направления, формы сотрудничества с городом Костомукшей и его предприятиями.

Хотел бы также предложить рассмотреть перспективы пространственного планирования Арктической Карелии как общего экономического, экологического и культурно-исторического пространства от государственной границы до побережья Белого моря и Соловецкого архипелага. На этом фоне, например, в сфере познавательного, культурного, научного и спортивного туризма, появляется возможность создать новые маршруты, связывающие памятники истории, культуры и архитектуры  Беломорской Карелии, в частности «Тропу Лённрота», Вокнаволок, «Белую дорогу» в Лоухском районе, природоохранные территории и места активного отдыха с использованием как железнодорожного, автомобильного сообщения, так и малой авиации. Как мне представляется, Костомукша могла бы взять на себя роль драйвера в целом ряде направлений развития Арктической Карелии.

В заключении позвольте мне от всей души поздравить жителей Костомукши, прежде всего ветеранов, с 40-летием города с уникальной историей и судьбой! В Костомукше сохраняются добрые традиции, заложенные первыми горняками и строителями. Уверен, у Костомукши прекрасное будущее.