Разработаны сценарии развития грузопотока по Севморпути

Эксперты оценили три сценария развития грузопотока в акватории Арктической зоны и по Севморпути до 2030 года с перспективой до 2035 года и сочли консервативный самым реалистичным из них. Сценарии разработаны Минвостокразвития с учётом Мурманска и Западной Арктики, а также пролива Карские Ворота до Берингова пролива.

Базовый сценарий предполагает, что ключевые перспективные грузоотправители – “Восток Ойл” “Роснефти”, а также проекты “Арктик СПГ-2”, “Арктик СПГ-1” и “Обский СПГ” НОВАТЭКа – выполняют свои планы, не испытывая нехватки в ледоколах и инфраструктурных мощностях. В этом случае грузопоток по Севморпути в 2024 году составит 74 млн тонн, затем он вырастет до 224 млн тонн к 2030 году и до 230 млн тонн к 2035 году, причем до 75% грузопотока будет приходиться на нефть и СПГ. Наибольшее влияние на показатели окажет “Восток Ойл” если начнёт отгрузку 30 млн тонн нефти в год уже в 2024 году, а к 2030 году добьётся показателя в 100 млн тонн в год. Кроме того, сценарий предполагает 30 млн тонн транзитных грузов по СМП к 2030 году.

Оптимистичный сценарий перевозки по Севморпути предполагает рост к 2024 году до 81 млн тонн, к 2030 году – до 244 млн тонн, к 2035 году – до 288 млн тонн. Дополнительный рост ожидается за счёт будущих проектов “НОВАТЭКа” “Арктик СПГ-1”, “Арктик СПГ-3” и ещё до 12,3 млн тонн СПГ с проекта “Юрхаровнефтегаз”, а также проектов освоения Сырадайского месторождения и Таймырского угольного бассейна АЕОН Романа Троценко. При этом учитывается отменённый проект “Газпрома” по производству СПГ на Штокмановском месторождении в Баренцевом море: грузопоток в нём предусмотрен на уровне 17 млн тонн в 2028 году и 50 млн тонн в 2035 году.

Консервативный сценарий предполагает, что “НОВАТЭК” из-за санкций откажется от реализации проектов “Обский ГХК” и “Арктик СПГ-1”, а мощность ряда других проектов будет сокращена. Аналитики назвали более реалистичным именно этот вариант предполагающий объём грузопотока в 2030 году 117 млн тонн и 131 млн тонн к 2035 году, а транзитные перевозки порядка 38 млн тонн в год. В 2023 году транзитный грузопоток по Севморпути может составить 4 млн тонн, в 2024 году — 7 млн тонн за счёт перенаправления угольной продукции через терминал «Лавна» в Мурманской области.

Объём перевозок по Севморпути в 2022 году составил 34 млн тонн. В прошлом году был утверждён план развития СМП до 2035 года, согласно которому целевой показатель грузооборота по маршруту в 2024 году должен составить 80 млн тонн, в 2030 году — 150 млн тонн. Ранее заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак заявил, что к 2030 году грузопоток по Северному морскому пути между Россией и Китаем должен достигнуть показателя не менее 50 млн тонн в год.

В соответствии с проектом документа, к 2035 году может потребоваться дополнительное усиление восточного сектора СМП тремя ледоколами ЛК-60 и ещё одним ледоколом проекта «Лидер».

«Таким образом, дефицит ледоколов к 2035 году составляет не менее четырёх единиц», — говорится в документе.

Одновременно в правительстве было предложено сократить средства на строительство атомных ледоколов в бюджете на 2024–2026 годы. Финансирование головного сверхмощного ледокола «Лидер» может снизиться на 5 млрд рублей в течение трёх лет, а двух новых серийных ЛК-60 — на 4 млрд рублей. Финансирование строительства судна атомно-технологического обслуживания также предлагается снизить на 0,91 млрд рублей.

Построенных в ближайшие годы двух танкеров ледового класса Arc7 будет недостаточно для вывоза нефти даже на самом коротком плече — в Мурманск, считает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев.

Эксперт уверен, что объём транзитных грузов в 2024 году может составить не менее 2 млн тонн, в первую очередь нефти из Мурманска и портов Балтики.

В “Росатоме” изданию “Коммерсантъ” сообщили, что сроки поставки ледоколов регламентированы нормативными актами правительства и госконтрактами, “никаких изменений в этих документах нет”.

Ещё новости: