Океанологи обнаружили неизвестное пресноводное течение в Арктике

Российские исследователи обнаружили в Северном Ледовитом океане пресноводное течение, переносящее воду крупнейших рек Сибири из Карского моря в море Лаптевых. Этот процесс препятствует излишнему опреснению Карского моря, что влияет на характер образования льда в его акватории, сообщили в пресс-службе Российского научного фонда (РНФ).

«Открытие этого подлёдного течения принципиально важно для того, чтобы точнее прогнозировать прочность льда на трассе Северного морского пути. В частности, образующийся и нарастающий из опресненных вод лёд на 10-15% прочнее, чем его аналог, сформированный из соленых морских вод, – пояснил старший научный сотрудник Института океанологии РАН Роман Седаков.

Учёный и его коллеги в зимне-весенние сезоны с 2021 по 2023 год делали масштабные замеры скорости течения, температуры и солености воды в Карском море и море Лаптевых. Исследователи проводили измерения как на ледокольных судах, так и плавучей станции, заякорённой в проливе Вилькицкого, соединяющем Карское море и море Лаптевых.

Как сообщили в РНФ ранее неизвестный поток опреснённых вод, двигающийся с запада на восток в конце осени и начале зимы, становится причиной того, что пресные воды, сбрасываемые в Карское море течением Оби и Енисея, двух крупнейших северных рек мира, переносятся в море Лаптевых из-за разницы в плавучести между пресными и солеными водами. Этому способствует сила Кориолиса: инерция, порождаемая вращением Земли.

«Благодаря вращению Земли опреснённые воды пониженной плотности подо льдом формируют мощное течение вдоль берега и уносятся на восток – в море Лаптевых. Из-за этого процесса уже в январе поверхностный слой в центральной части Карского моря становится опять солёным», – добавил главный научный сотрудник Московского физико-технического института (МФТИ) Александр Осадчиев.

По данным учёных, эти периодические перемены в солености Карского моря и моря Лаптевых влияют на характер образования и прочность льда, формирующегося в осенне-зимний период. Это необходимо учитывать при проектировке маршрутов ледоколов по Северному морскому пути (СМП), а также при оценке того, как будет меняться ледовый покров российской Арктики по мере изменения климата, уверены авторы.

Ещё новости: