По мнению наблюдателей, лето 2023 года становится прорывом в загрузке Севморпути

Обозреватель GoArctic Мария Кутузова уверена, что российская нефтегазовая промышленность стимулирует арктические перевозки.

В своём обзоре автор статьи отмечает, что на фоне санкционных ограничений северный маршрут рассматривается сегодня как самый безопасный. Пока нефтяные перевозки по Севморпути в восточном направлении ограничены периодом летне-осенней навигации: с июля по ноябрь. Тем не менее, СМП уверенно наращивает объёмы.

Так, два нефтяных танкера, вышедшие из балтийских портов в середине июля, двигаются по Северному морскому пути в Китай. Два «Афрамакса» ледового класса «Приморский проспект» и NS Arctic, принадлежащие российскому судоходному лидеру «Совкомфлоту», отправились из Усть-Луги и Приморска по СМП в порт Жичжао с грузом в 224 тысяч тонн нефти. Планируется, что переход длиной в 8,6 тысяч морских миль займет чуть больше месяца. Проходку танкерам обеспечивают работающие на трассе ледоколы «Росатома». Госкорпорация анонсировала нефтяным компаниям возможность перенаправления части российских поставок нефти и нефтепродуктов из балтийских портов по СМП в восточном направлении.

Как отмечает автор статьи, китайская судоходная компания Hainan Yangpu Newnew Shipping Co, входящая в холдинг Torgmoll, отправляет по СМП пять судов ледового класса вместимостью от 1,2 тысяч TEU. Четыре контейнеровоза будут работать на линии между китайскими городами – Калининградом – Санкт-Петербургом, и ещё один выйдет на маршрут между Китаем и портом Архангельск. Контейнерные перевозки поддержат «Росатом» и «ГлавСевМорпуть».

«По трубопроводу «Сила Сибири» и в виде СПГ в КНР отправлено 3,09 млрд. куб. м. российского газа. Россия обогнала по этому показателю и Австралию (2,8 млрд куб. м), и Туркменистан (2,7 млрд куб. м), выйдя на первое место по объемам экспортируемого газа в Китай. Достигнутые Россией результаты показывают усилия отечественных экспортеров в продвижении российского газа на азиатские рынки», – пишет Мария Кутузова.

Относительно СПГ автор отмечает, что в мае РФ экспортировала 1,12 млрд. куб. м. В конце весны наша страна уступала по этому показателю Австралии (2,8 млрд куб. м) и Катару (1,5 млрд куб. м). Тем не менее, в мае поставки российского СПГ выросли на 65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и на 73,02% по сравнению с апрелем 2023 года. По итогам первых пяти месяцев текущего года зафиксирован рост на 66,8%, до 3,03 млн. тонн сжиженного природного газа.

Так же обозреватель указала на создание нового перегрузочного СПГ-терминала для оптимизации арктических перевозок СПГ в восточном направлении. На восточном побережье полуострова Камчатка в акватории бухты Бечевинская (Авачинского залива) установлено плавучее газовое хранилище «Коряк ПХГ», пришедшее в Россию с южнокорейской верфи Daewoo Shipping & Marine Engineering в Окпо. Согласно планам, российская Камчатка станет одним из крупнейших в мире энергетических хабов. Согласно планам, каждое российское ПХГ позволит переваливать более 20 миллионов тонн СПГ в год.  

«Все больше предприятий, все больше производственных мощностей создается по трассе Северного морского пути, и это только начало большой истории с перевозками энергоресурсов в Арктике. «Росатом» и «НОВАТЭК» рассчитывают в начале 2024 года запустить круглогодичную навигацию в восточной части Северного морского пути», – заключила наблюдатель.

Подробнее в материале Марии Кутузовой для GoArctic

Фото: «Саам ПХГ». Фото: Росморпорт