Американский ледокол движется вдоль Северного морского пути

Как сообщили в Береговой охране США, «команда учёных проводит обслуживание системы мониторинга бассейнов Нансен Амундсен (NABOS), меняет автономные буйковые станции, установленные два года назад».

«Они (учёные) установят новое оборудование для непрерывной регистрации температуры, солёности и течений на разных глубинах океана. Команда также проведёт обширные исследования с судна, собрав образцы воды и льда для будущего химического анализа», — сообщает Международный центр по исследованию Арктики (IARS) Аляскинского университета в Фэрбенксе.

«Исключительные масштабы недавних высокоширотных изменений в океане, льдах и атмосфере убедительно свидетельствуют о том, что эти изменения означают переход к новому состоянию арктического климата. Эта экспедиция предоставит ключевую информацию об исторических изменениях, происходящих в Северном Ледовитом океане, и предоставит участникам уникальную возможность стать непосредственными свидетелями этих изменений», – отметили в IARS.

С 2002 года данные работы проводили по совместной российско-американской программе АВЛАП/NABOS, но в этот раз российские учёные на борт ледокола не были приглашены. У российской стороны могут быть справедливые опасения о работах с борта американского ледокола, считают наблюдатели. Тем более, что на борту американского судна, двигающегося вдоль российского Северного морского пути, выполняют сразу несколько программ, о которых Береговая охрана США детально не распространяется.

Судно держится на расстоянии более 212 миль от берега, но в Восточно-Сибирском море зашло в район активного судоходства в Азию и обратно нефтяных танкеров и газовозов. К ледоколу выходят российские суда.

«В дополнение к миссиям NABOS и AMOS Центр исследований и разработок Береговой охраны США руководит и координирует многочисленные научно-исследовательские работы для самой Береговой охраны США и партнёрских исследовательских организаций. Эти проекты будут сосредоточены в нескольких ключевых областях, связанных с операциями в Арктике, включая поиск и спасение, связь, работу экипажей, а также мониторинг и характеристику атмосферы. Расширенная база данных, которую даст исследование, поможет Береговой охране США и партнерам улучшить операции и системы в Арктике», — говорится в сообщении американской стороны.

ТК «Капитан Арктика» выдвинул предположение о том, что вояж может выполняться в рамках операции «Арктический щит», призванной усилить полярные компетенции американского флота и содействовать реализации положений Арктической стратегии Береговой охраны.

«Ещё одной — неофициальной, но самой важной целью экспедиции является локальное проведение FONOP», — продолжает «Капитан Арктика». ТК отмечает, что важным элементом политики США является навязывание своих правил и представлений в сфере международного права: «Одно из таких правил предполагает так называемое „обеспечение свободы мореплавания“ во всех водах, которые Вашингтон считает международными. Таковое обеспечение осуществляется в рамках специальных мероприятий, известных как FONOP».

С российской стороны, в ответ на заход ледокола Healy 3 сентября в Восточно-Сибирском море в зону активного судоходства СМП, подошло научно-исследовательское судно «Академик Немчинов» из Певека. Корабль остаётся там до сих пор. Кроме того, Северный флот РФ объявил учения в нескольких зонах Восточно-Сибирского моря и моря Лаптевых, что в западных СМИ оценили как реакцию именно на визит ледокола Береговой охраны США.

21 сентября, по данным АИС судов, ледокол Healy подходил в морю Лаптевых со стороны Северного Ледовитого океана и находился на расстоянии около 260 миль от пролива Вилькицкого. В этом районе экспедиция так же планирует поменять автономную буйковую станцию. 2 октября Healy должен завершить экспедицию в норвежском Тромсе.

Российские власти проход американского ледокола вдоль СМП оставили без комментариев.

Ещё новости: