История одного особо важного поручения, или Как в Арктике радиотелеграфные станции устанавливали

2 мая 1911 года Архангельским губернатором Российской империи И.В. Сосновским было созвано срочное Особое совещание государственной важности, в котором приняли участие Вице-губернатор А.Ф. Шидловский, управляющий Казённой Палатой А.П. Ушаков, начальник Почтово-телеграфного округа И.И. Померанцев, директора маяков и лоции Белого моря подполковник Корпуса флотских штурманов А.Н. Арский, начальник Архангельского торгово-мореходного училища капитан 1 ранга П.Г. Степанов, Губернский инженер Э.Ф. Салатко-Петрище, главный механик при почтово-телеграфном округе. М.Ю. Цемнолонский, директор-распорядитель Архангельско-Мурманского срочного пароходства Г.П. Антоновский и исполняющий обязанности члена от Правительства Губернского распорядительного комитета Н.О. Чулков. Присутствующие должны были решить и предпринять ряд мер по обеспечению строительства ускоренными темпами радиотелеграфных станций в Архангельске и на побережье Карского моря «для надёжного коммерческого сообщения Западной Сибири с Западной Европой через Северный Ледовитый океан».

Министры внутренних дел и путей сообщения России 17 апреля того же года передали в Государственную Думу соответствующее представление за номером №22116, согласно которому требовалось к началу навигации следующего сезона, в 1912 году, спроектировать и ввести в эксплуатацию 4 радиотелеграфных станции. Две из них дальнего действия (8 киловатт) планировалось устроить в Архангельске и в Югорском Шаре и две местного сообщения (1/2 киловатт) в Карских воротах и Байдаратской губе. Необходимо было в срочном порядке решить все связанные с постройкой вопросы: выработать план предстоящих работ по устройству зданий, установить время действия станций, дату и способ отправки туда личного состава, систему обеспечения людей необходимыми жизненными припасами. Чтобы обеспечить полноценную работу станций к началу августа 1912 года, постройка домов, как под станции, так и под квартиры для личного состава, должна была быть окончена не позже апреля — мая того же года.

Действовать приходилось вдвойне быстро, так как, разработав план мер, необходимо было согласовать его и внести в Госдуму для принятия соответствующего законопроекта, чтобы только после этого приступить к самим работам.

Дело государственной важности

Из представления министров следовало, что 4 станции должны быть беспроволочного телеграфа и пунктами для них намечены устье реки Печоры у селения Куи, восточный берег Югорского Шара и Байдаратская губа, место расположения четвёртой станции определённо не указывалось. Из четырёх станций первая, в устье Печоры, предназначалась для связи остальных трёх станций с общей сетью Империи. Имелось в виду, что ко времени сооружения станций сеть проволочного телеграфа до устья реки Печоры будет доведена. Однако при обсуждении сразу же выяснилось, что «проволочный телеграф от Усть-Цильмы до Пустозерска, протяжением свыше 300 вёрст и стоимостью около 70.000 рублей ещё не проложен». Кроме того, по общему проекту развития сети радиотелеграфных станций страны, была намечена постройка мощной радиотелеграфной станции в Архангельске «для сношений с Москвой и Соловецким монастырём». Принимая во внимание «существующее соединение Архангельска с Москвой проволочным телеграфом и за отсутствием сколько-нибудь серьёзных данных в пользу скорейшего устройства телеграфного сообщения с Соловецким монастырём», устройство этой радиотелеграфной станции в Архангельске было предложено отложить. Сыграл роль и финансовый вопрос. Общая сумма расходов на устройство двух радиотелеграфных станций большой мощности и двух станций малой мощности по расчётам составила 280.000 рублей, что значительно было экономичнее ранее намеченного строительства. Совещание единогласно признало этот путь более выгодным.

Особенно горячие споры возникли относительно местоположения проектируемых радиотелеграфных станций ведь от удачного или нет их размещения зависел весь успех предпринимаемого правительством первого серьёзного шага в таком важном деле, как установление крепких коммерческих отношений между Западной Европой и Западной Сибирью через Северный Ледовитый океан.

Первую станцию, ввиду её значительной отдалённости от Архангельска, решили сделать большой мощности, а остальные две — малой. Совещание признало необходимым устроить их на южном берегу острова Вайгач, на побережье Карского моря, приблизительно у Шараповских кошек, и на острове Белом. При этом, по заключению Совещания, желательным представлялось строительство на северном берегу Вайгача особого наблюдательного пункта, связанного телефоном с радиотелеграфной станцией, проектируемой на южном берегу острова. Таким образом было бы обеспечено одновременное наблюдение за состоянием льдов как на Югорском Шаре, так в Карских Воротах. Такой же наблюдательный пункт предложено было построить и на западном берегу острова Белого. Наблюдательные пункты решено было оснастить маяками или опознавательными береговыми знаками, и, с целью экономии, передать их в ведение смотрителей маяков. Плюсом предложения было и отсутствие необходимости в дополнительных расходах бюджета.

«На устройство телефонного сообщения с наблюдательными пунктами на расстоянии около 150–160 вёрст потребовалось бы около 25–30 тысяч рублей. Но так как постройка особых зданий для наблюдательных пунктов при размещении их на маяках не требовалась, то общий расход не превысил испрашиваемых к отпуску 280.000 рублей, даже при том условии, если бы радиотелеграфные станции в устье р. Печоры и на южном берегу о. Вайгача пришлось построить несколько большей мощности», – отмечали участники совещания.

С случае удачной реализации представлялось возможным не только иметь возможность наблюдения за состоянием льдов в Карском море, в Карских Воротах и в устье реки Оби, но и производить метеорологические и гидрологические наблюдения, а также контролировать течения и распределения льдов, что, по мнению совещавшихся, представлялось чрезвычайно важным в виду крайне недостаточной исследованности Карского моря с указанных сторон. Байдаратская губа же как пункт дислокации станции была решительно отвергнута специалистами по причине того, что «нередко замерзает вся и способна скопить за длинную полярную зиму громадное количество льдов, от которых, при отсутствии впадающих в неё больших рек, может не освободиться ещё в то время, когда плавание в Карском море вблизи берегов будет возможно».

Для постройки радиотелеграфных станций и расчёта плана предстоящих работ необходимо было отправить на места с разведкой экспертов. От Обдорска на западный берег полуострова Ямал пароходы не ходили. Выходящий в том направлении 5 мая пароход Голева-Лебедева, шёл только до мыса Ныдский. Обратившись в Географическое общество, выяснили, что добраться до нужных пунктов возможно из Архангельска в июле-августе, «когда лёд океана отходит от берега» или из Обдорска сушей на оленях, но следовало запастись с зимы и оленями, и проводниками с переводчиком. В мае уже поздно было искать их, так как «при наступлении талицы, самоеды оленеводы перекочевывают с правого берега Оби на левый в тундры и двигаются к северу Ямала». Совещание предварительно постановило доставить людей на места с наступлением зимы и, «в связи с невозможностью переправить их назад, оставлять и первых специалистов, и последующих на островах круглый год».

Решили также, что «жизненные припасы на станциях должны заготовляться на годовую потребность, по расчёту личного состава станции, на тот случай, если бы оказалось невозможным, по независящим причинам, снять означенных чинов при закрытии навигации; доставку припасов следует производить на пароходах».

Здания для станции решено было строить из дерева в Архангельске и в разобранном виде доставлять на места. С точки зрения пожарной безопасности, жилые дома для личного состава предписывалось строить отдельно от здания с служебными комнатами и помещения для керосина. Отдельное внимание уделили и высоте, и вместительности зданий, их размещению в соответствие с характеристиками местности. И всё же, даже с учётом срочности поручения, получалось, что максимально быстро получится к навигации 1912 года только развезти по местам и собрать сами здания и личный состав, а также ввести в работу две станции. Ещё два радиотелеграфных пункта полноценно запустить в работу по расчётам получалось лишь к началу навигации 1913 года. Также по срокам не вписывались и в прокладку телефонной линии на острове Вайгач. Необходимые исследования и замеры возможно было провести в текущем году, но постройку и работы по прокладке линии получалось завершить только к 1913 году.

Николай II

26 мая 1911 года в Царском Селе император Николай II подписал «Закон об отпуске из государственного казначейства средств на устройство четырёх радиотелеграфных станций на побережье Карского и Белого морей и на устройство обстановки берегов Карского моря», в котором повелевал «отпустить из средств государственного казначейства в 1911 году на устройство четырёх радиотелеграфных станций на побережье Карского и Белого морей сто тысяч рублей, с отнесением сего расхода на счёт ожидаемых сбережений от назначений по главному управлению почт и телеграфов по государственной росписи расходов на 1911 год, а в 1912 году отпустить на означенную надобность сто восемьдесят тысяч рублей. Отпустить в 1911 году из средств государственного казначейства на устройство обстановки берегов Карского моря десять тысяч рублей, с отнесением сего расхода на счёт ожидаемых сбережений от назначения по №479 государственной росписи расходов на 1911 год».

Кроме того, в связи с государственной важностью предприятия и срочностью вопроса, Морскому министру и министру путей сообщения было поручено изыскать и предоставить необходимое и подходящее для данных нужд паровое судно. В распоряжение экспедиции в экстренном порядке было передано судно «Пахтусов», а для организации дальнейшего содействия назначен представитель от Морского ведомства, полковник Корпуса флотских штурманов Морозов.

Рождены чтоб сказку сделать былью

Несмотря на общее бодрое начало, не обошлось и без чиновничьей волокиты, перебрасывания докладными записками, объяснительными, представлениями… Продолжали ожесточённо спорить о размещении всё же радиотелеграфной станции в Байдарацкой губе.

Тем не менее через год, несмотря на бесконечные согласования, уточнения и перемену планов, были построены три станции.

Здания возвели из пустотелых бетонных камней, доставленных к местам построек в готовом виде вместе с руководителями и рабочими стройки, медперсоналом и провиантом. Дополнительно был зафрахтовано судно пароходовладельца Буркова «Иоанн Богослов» грузоподъёмностью 1100 тонн, вышедший в Карское море из Архангельска сразу после молебна на пароходной пристани 10 июля 1912 года. Для Байдарацкой губы, где пришлось всё же возводить станцию, был зафрахтован у того же Буркова пароход «Вассиан» в 750 тонн, отправившийся с грузом для Маре-Саале 13 июля.

Оборудование же станций машинами и приборами, постройка мачт и противовесов была возложена на Общество беспроводных телеграфов и телефонов, доставлявшее к местам назначения своё оборудование независимо от экспедиции.

К месту постройки в Югорском Шаре, как и предполагали специалисты, удалось подойти только 19 июля. С 14 по 19 июля льды, стоявшие сплошной стеной от губы Хайпудырской до Карских Ворот, перекрывали любую возможность продвижения. Разгрузить большую часть строительного материала на месте размещения станции удалось только с 19 по 23 число. Карское море крайне неприветливо встретило прибывших. Сразу после выгрузки первой партии груза оба парохода вынуждены были уйти в бухту Варнека из-за надвинувшегося из Карского моря на место разгрузки льда. Завершить разгружаться получилось только 30 июля. Сразу же приступили к строительству. На берегу были построены барак, кухня и баня, а также заложен фундамент станционного здания, началась кладка стен.

31 июля «Иоанн Богослов» ушёл в Карские Ворота, а «Вассиан» остался, чтобы при первой возможности отправиться к месту назначения. 1 августа «Иоанн Богослов», пройдя густым льдом, подошёл к месту постройки у островов Новосильцева. 8 августа закончили разгрузку и здесь.

Прибывший следом «Вассиан» пытался пройти Карскими Воротами к Маре-Саале, так как Югорский Шар оказался забит льдом полностью. Пройти в Карское море судну не удалось. Сплошное ледяное поле тянулось от мыса Болванского к Новой Земле. Было принято решение снова вернуться к Югорскому Шару. В Карское море пройти кораблю удалось только 13 августа, но, сломав среди льдов руль, экипаж судна снова вынужден был вернуться в Югорский Шар. После ремонта 15 августа «Вассиан» направился вдоль льдов вглубь Байдарацкой губы, но к мысу Маре-Саале подойти тоже не удалось. В этот раз судно сломало себе одну из лопастей винта. «Вассиан» вернулся в Югорский Шар в очередной раз 25-го августа, не достигнув цели.

«Иоанн Богослов» же, ушедший в Архангельск за дополнительным грузом (камень для жилых домов Югорского Шара и Карских Ворот, и каменный уголь для отопления зданий в течение зимы) 9 августа, 23-го числа уже доставил груз к месту назначения и, разгрузив часть в Югорском Шаре 27 августа, произвел разгрузку и в Карских Воротах 6 сентября. Всё это время сильнейший западный ветер провоцировал яростные волны и штормы, затрудняя работу.

Последняя попытка «Вассиана» (29 августа — 3 сентября) пройти на Маре-Саале так и не увенчалась успехом. Не удавалось пройти 15–20 миль береговой сплошной полосы льда. Ветер западных румбов и надвигающий лёд на Ямальский полуостров, вынудили экспедицию признать задачу постройки радиостанции на мысе Маре-Саале в текущую навигацию невыполнимой. Вместе с грузом «Вассиан» отправился назад, в Архангельск, 13 сентября.

В середине сентября начавшиеся ранние морозы и лёд, надвигавшийся из Карского моря, заставили прекратить работы и в Югорском Шаре. 17 сентября экспедиция вышла в Архангельск, успев всё же полностью построить станционный и жилой дома, баню, склад для провианта и угля. В Карских Воротах удалось также полностью построить станционное здание, склад для провианта и угля и баню. Постройку жилого дома закончить не успели.

Мыс Маре-Саале в Байдарацкой губе, как и предупреждали участники первого Особого совещания, остался недоступным.

Общество беспроводных телеграфов и телефонов, в свою очередь, смогли установить в Югорском Шаре фундаменты под мачту, генератор тока, распределительные доски, часть приборов и сделать внутреннюю проводку. В Карских Воротах компания установила генератор тока и сделала только часть проводки.

В крайне неблагоприятных, мягко говоря, условиях, участники экспедиции совершили воистину настоящий подвиг. Разгружая на открытой всем ветрам местности, в непрерывной борьбе со льдом и штормами, огромное количество тяжелейшего строительного материала (до 130.000 пудов – значится в отчётах команды на каждом пункте), сделали всё возможное и невозможное для человека. Вернувшись в Архангельск, первопроходцы радиотелеграфного пути России, построили в Исакогорке ещё одну, самую крупную станцию.

ТЕЛЕГРАММА

Его Превосходительству

Сергею Дмитриевичу Бибикову

Москва, Долгоруковская, 4

Сегодня Преосвященным Епископом Нафанаилом освящена в присутствии представителей всех ведомств и города Архангельская радиотелеграфная станция. По установлении связи по эфиру с такою же станцией на Югорском Шаре, получены донесения об окончании работ на всех трёх радиостанциях Карского моря. Сожалея о вашем отсутствии в этот момент приобщения побережья Карского моря к общеимперской телеграфной сети, поздравляем Ваше Превосходительство с успехами развития Высочайше вверенной Вами губернии, предназначенной быть первым надёжным лоцманом по Великому Северному Сибирскому Водному Пути, и искренно желаем Вам всякого благополучия.

Управляющий Губернией

ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 2. Д. 648. Л. 56–57.

Рина Румянцева

По материалам Сборника документов «Русская Арктика»