Холодная война в Арктике: Американский шпион на дельтаплане в небе Советского Заполярья в 1962 году

Советская Арктика, особенно ее западная часть, прилегающие к ней акватории Северного Ледовитого океана и Северной Атлантики и воздушное пространство, с рубежа конца 1940-х – начала 1950-х годов до распада СССР были  самым горячим театром военных действий «холодной войны»: в воздухе на постоянной основе патрулировала авиация НАТО, у побережья Кольского полуострова дежурили атомные подводные лодки США и Великобритании, в норвежском Финнмарке функционировали военные базы Альянса. В Северной Атлантике и Арктике активно действовали советская стратегическая авиация и Северный флот, постепенно превратившийся в наиболее мощный океанский флот государства, задачами которого, кроме прочего, были стратегическое ядерное сдерживание и обеспечение торгово-экономических интересов СССР в Западном полушарии.

Стороны противостояния вели активную разведывательную деятельность друг против друга в этом регионе мира, при этом первостепенными объектами интереса для западных разведок, прежде всего ЦРУ, являлись многочисленные военные объекты на Кольском полуострове, в Архангельской области и Карелии, а также военно-гражданская инфраструктура, включая новые дороги, гидроэлектростанции, промышленные предприятия и т.д. До начала эпохи массового использования разведывательных спутников (первый спутник-разведчик в рамках американской программы «Корона» вывели в космос в августе 1960 года, программа действовала до 1972 года), основными поставщиками разведывательной информации для спецслужб США были авиация и разведчики, которые преодолевали границу преимущественно пешим порядком.

С первой половины 1950-х годов все эти способы проникновения на территорию СССР постепенно становились проблемными: в Мурманской области и Карелии были построены военные аэродромы и размещены истребители-перехватчики. (В 769 ИАП в Луостари начинал свою военную службу первый космонавт мира Юрий Гагарин. В 1957–1959 гг. он летал на истребителе МиГ-15бис, в Луостари ему было присвоено звание старшего лейтенанта и получена квалификация «Военный летчик 1-го класса», что позволило пройти отбор в отряд космонавтов).

Знаменитый домик, где Гагарин жил с семьей. Фото: Антон ЗАБИРОВ

Размещение радиолокационных станций на севере и западе Кольского полуострова, в Архангельской области и Карелии дополнительно затруднило действия разведывательной авиации НАТО в северных широтах с середины 1950-х гг., облегчив обнаружение воздушных целей на  большой дистанции. При необходимости ВВС США без стеснения использовали воздушное пространство «нейтральных» Швеции и Финляндии для ведения разведки на Северо-Западе СССР. Так, самолет-разведчик США Боинг RB-47E Stratojet 8 мая 1954 года вошел в воздушное пространство СССР со стороны Баренцева моря с целью ведения разведки в западной части Кольского полуострова и в районе Архангельска. Как вспоминал командир экипажа Гарольд Остин (Harold Austin), задачей экипажа была аэрофотосъемка девяти военных аэродромов советских ВВС с новыми на то время истребителями МиГ-17. Как считало командование американских ВВС, сочетание скорости в 814 км/час и высоты полета в 12 тыс. метров гарантировало безопасность предприятия. Вскоре три члена экипажа смогли убедиться в неточности предполетной информации. Во время полета самолет был несколько раз перехвачен группами МиГ-17, а после успешной съемки аэродромов вблизи Мурманска и у Архангельска несколько раз атакован советскими истребителями. Завершающая фаза воздушного боя состоялась в небе над финской деревней Онкамо у Саллы. Получив одно попадание в крыло и проследовав через воздушное пространство Финляндии, Швеции и Норвегии, самолет-разведчик, хотя и не без проблем, вернулся на британскую базу вылета  Фаерфорд (последний летчик из экипажа Боинга, Гарольд Остин, умер в 2018 году.

Описание полета и боя, составленное Остином – здесь, на русском языке – здесь.

Боинг RB-47E Stratojet

После этого яркого и весьма рискованного полета, лишь случайно не завершившегося гибелью самолета с экипажем, американская разведывательная авиация больше не совершала полетов на большую глубину советской территории до принятия на вооружения высотного (практический потолок 21,3 км) самолета-разведчика У-2, триумф которого в советском небе, начавшийся в 1956 году, завершился самым прискорбным образом 1 мая 1960 года в небе под Свердловском. Аэрофотосъемка военных объектов, в частности, мощного Уральского военно-промышленного узла советского ВПК, проводилась по маршруту Норвегия – Пакистан с попутной съемкой военных объектов на Северо-Западе СССР.

Маршрут прерванного советским ПВО полета У-2 под управлением Фрэнсиса Гэри Пауэрса – здесь.

Дефицит актуальной разведывательной информации с весны 1960 до начала эффективного использования спутников-шпионов (программа «Корона»), заставил ЦРУ прибегнуть к использованию традиционных методов – использованию как собственных агентов-разведчиков, так и агентов-финских граждан, которые вербовались с согласия властей «суверенной» и «независимой» Финляндии сотрудниками ЦРУ из числа жителей преимущественно северной части страны. Услуги агентов оплачивались в долларах. (Монография Erkkilä V., Iivari P. Kylmää sotaa Lapissa. Helsinki Otava, 2018).

Финский шпионаж против большого восточного соседа, впрочем, велся еще с момента образования государства Финляндия в декабре 1917 года. Для части жителей Северной Финляндии переход границы с разведывательными целями был рутинным занятием с 1920-х гг. Впрочем, как и для довоенных спецслужб Финляндии: сыскной (тайной) полиции, армии и погранслужбы, которые занимались агентурным шпионажем против СССР, используя для этих целей как собственных агентов, так и представителей множества общественных организаций, в которые преимущественно входили беженцы из советской Карелии и Ингерманландии, а также т.н. активисты. (Монография монографию Elfvengren E., Laidinen E. P. Vakoilua itärajan takana. Yleisesikunnan tiedustelu Neuvosto-Karjalassa 1918―1939. Minerva Kustannus Oy, 2012). До 1939 года на территории Финляндии действовали резидентуры практически всех западных стран-соседей СССР, а также Великобритании и Японии. Несуверенный характер государственности Финляндии подтверждался разрешением финских властей вербовать агентов из числа граждан страны иностранным спецслужбам без раскрытия личности агентов и анонимной оплатой их услуг.

Вскоре после Второй мировой войны, несмотря на особые дружественно-соседские отношения с СССР в рамках «линии Паасикиви – Кекконена», финские власти негласно возобновили собственную разведывательную деятельность на советской территории и стали сотрудничать с разведслужбами государств-членов НАТО, прежде всего, с ЦРУ (до войны основным партнером финских спецслужб выступала британская внешняя разведка, SIS). Из списка довоенных партнеров, по понятным причинам выпали разведслужбы Прибалтики и страны советского блока, но добавилась ФРГ.

К началу 1960-х гг. пограничный контроль в Мурманской области и Карелии стал более эффективным, и заброска агентов на территорию СССР пешим порядком усложнилась, что заставило ЦРУ проявить изобретательность и осуществить заброску одного из своих агентов из района финского населенного пункта Ивало вглубь советской территории на дельтаплане для проведения наземной разведки важных для ЦРУ объектов в западной части Кольского полуострова. Полет американского шпиона на безмоторном дельтаплане в советской арктической зоне в далеком 1962 году представлял собой абсолютно уникальное явление, что понятно любому человеку хотя бы поверхностно знакомому с историей дельтапланеризма! Запатентованное в 1949 году американцем Фрэнсисом Рогалло крыло треугольной формы, ставшее прообразом дельтапланов первого поколения, способных подниматься в воздух усилиями одного человека, согласно истории дельтапланеризма, впервые стало использоваться австралийскими воднолыжниками для буксировки катерами. Лишь в 1971 году появилась первая современная версия дельтаплана. По другой версии, считается, что дельтапланы появились во второй половине 1960-х гг. после изобретения подвесной системы и трапеции дельтаплана, радикально улучшивших управление летательным аппаратом. Аэродинамическое качество дельтапланов первого поколения не превышало  четырех единиц (на километр потери высоты аппарат мог пролететь горизонтально  четыре километра), а скорость снижения составляла до 2,5 – 3 м/с.

Так мог выглядеть дельтаплан, использованный агентом ЦРУ в Мурманской области в 1962 году

Масштабные планы развития промышленности на Кольском полуострове требовали надежного энергоснабжения, которое могли обеспечить новые мощные ГЭС, строительство которых планировалось еще до Великой Отечественной войны. Особое место в этих планах отводилось самой мощной на Северо-Западе Верхне-Туломской ГЭС , стоящей на реке Тулома в Мурманской области. Строительство ГЭС было доверено финским подрядчикам. Таким образом, уровень воды в озере Нотозеро (фин. Нуорттиярви), превращенном в Верхнетуломское водохранилище площадью 745 кв км, был поднят на 30 метров, а высота падения воды составила 58,5 метра .

Одна из самых мощных ГЭС в европейской части России была построена с использованием финских технологий с размещением машинного зала на глубине 50 метров и достигла мощности 268 МВт. Станцию возводили финские строители с 1961 по 1966 год. Подрядной организацией выступала финская фирма «Иматра-Войма». Проект подготовил институт «Ленгидропроект». Об уникальности Верхнетуломской ГЭС можно прочитать здесь.
В связи со строительством Верхнетуломской ГЭС финская строительная организация Pellonraivaus Oy и инженерное бюро Vesi-Pekka Oy получили подряд на проектирование и строительство ведущей к площадке будущей ГЭС шоссейной дороги шириной 5 метров протяженностью 170 км с 40 мостами. Дорога начиналась в финской деревне Райа-Йоосеппи и вела к поселку Верхнетуломский огибая с севера будущее Верхнетуломское водохранилище (см. карту). Правительство Финляндии 30 ноября прошлого года закрыло этот пункт пересечения границы. Впрочем, ломать всегда легче, чем строить. Строительные работы под руководством инженера Антона Ортамо начались в марте 1961 года и завершились уже к концу года. В июле на строительстве было занято 720 человек и 80 грузовых автомобилей.
Великие советские стройки неизбежно вызывали самый живой интерес у ЦРУ с самого начала их реализации. Удовлетворять любопытство американских рыцарей плаща и кинжала усердно помогали финские спецслужбы, военная разведка, погранслужба и Супо, полиция безопасности, потомок довоенной Сыскной полиции.

На карте обозначены примерное местонахождение финского шпионского гнезда, строительной конторы, два варианта маршрута и примерное место крушения американского шпиона-дельтапланериста.

За фасадом действительно героической работы финских строителей, построивших за предельно короткий срок шоссейную дорогу на сложнейшей для проведения работ местности, к тому же густо заминированной в период войны, и выполнявшегося финскими гидростроителями уникального проекта ГЭС, скрывалось финское шпионское гнездо, которым стала контора по дорожному строительству, размещенная примерно в 30 км к западу от поселка Верхнетуломский и в 140 км от госграницы в местечке Торнимяки, где для рабочих были построены бараки, а для управления строительством – здание конторы.

По свидетельству работника конторы Рейно Лехвяслайхо, ставшего впоследствии известным писателем в жанре военной художественной литературы, «контора в бóльшей степени являлась финской шпионской организацией, чем структурой по управлению дорожным строительством»: весь ее персонал был представлен штатными и внештатными (себя Лехвяслайхо назвал «добровольным армейским разведчиком») сотрудниками военной разведки, ветеранами второй мировой войны, которые в то время были еще в самом дееспособном возрасте.

Рейно Лехвяслайхо на одном из мемориальных мероприятий.

О Рейно Лехвяслайхо можно почитать здесь.

Руководителем дорожной конторы являлся профессиональный военный разведчик капитан Кангас-Корхонен (сведений о нем в интернете нет, как и полагается в таких случаях). Одной из основных задач персонала конторы, помимо организации дорожных работ и проведения собственных шпионских действий, была помощь агентам иностранных разведок, забрасываемым различными способами в СССР либо с территории Финляндии, либо транзитом из Норвегии по финской территории. Об одном из таких эпизодов своей шпионской работы Лехвяслайхо и поведал автору книги о холодной войне в Лапландии в интервью в марте 2018 года в Сейняйоки за год до своей кончины.

Задачей старшего сержанта Лехвяслайхо было ежедневное прослушивание радиоэфира на частоте связи с иностранными агентами, которые могли попросить помощи. Рабочее место радиста находилось за одним столом с руководителем конторы. Летом 1962 года, занимаясь этой рутинной деятельностью, Лехвяслайхо услышал условный сигнал, три щелчка, означавшие необходимость направить спасательную группу для спасения агента, попавшего в беду. На этот случай Кангас-Корхонен заблаговременно дал радисту исчерпывающие секретные инструкции.

В поисковую команду из трех работников-шпионов вошли сам Лехвяслайхо, начальник конторы и писарь сержант-пограничник Мянтютёрмя. Группа отправилась на поиски агента, подавшего сигнал бедствия. Агент находился далеко от места расположения конторы, ближе к госгранице, и поисковая группа, определившая его местоположение по специальным сигналам, отправилась на поиски на автомобиле. Успеху экспедиции способствовало отсутствие советских пограничников на местности, откуда пострадавший агент подавал сигнал бедствия.

После недолгих поисков обездвиженный и совсем обессиленный, но «обходительный» агент был обнаружен недалеко от дороги. Лехвяслайхо был поражен его экипировкой: при прощупывании верхняя одежда оказалась теплой, так как ткань комбинезона была пронизана электрическими проводами, дававшими тепло от батареек в подошвах и каблуках ботинок. Поначалу спасатели решили, что перед ними американский или норвежский шпион, отправившийся в СССР из Норвегии, однако незнакомец заговорил на английском языке и рассказал, что он американец и отправился в СССР из Финляндии на дельтаплане, обломки которого он смог утопить в речке недалеко от места крушения. Финны предположили, что агент отправился в полет из района деревни Неллим (на карте, недалеко от Инари).

Американец рассказал, что пролетел примерно сто километров, после чего потерпел крушение, потеряв управление дельтапланом. При осмотре оказалось, что он сломал одну ногу и повредил вторую. Помощь он вызывал, используя небольшой сигнальный передатчик, двойной щелчок которого означал «Внимание!», а тройной – «Нуждаюсь в помощи!».

Дельтапланерист был незамедлительно доставлен в Торнимяки, где его осмотрел главный врач строительства Оке Хаструп, по заключению которого без оказания быстрой хирургической помощи агент мог в скором время умереть. Врач посоветовал поскорее доставить его в Финляндию «хотя бы и на руках». Такой способ доставки, естественно, был исключен и решение проблемы было предложено техником Микко Никкола: в стандартной 200-литровой бочке для бензина срезали верхнюю крышку, сварочным аппаратом приварили небольшое сиденье и проделали маленькие отверстия для дыхания. По завершению этих манипуляций бочку с американским шпионом погрузили в кузов грузовика в нижний ряд, поставив сверху еще три ряда пустых бочек. Врач ввел агенту сильные транквилизаторы, которые ввели его в бессознательное состояние для безопасного пересечения границы. Грузовик сопровождал легковой автомобиль, в котором ехали спасатели и врач. Водителя грузовика не поставили в известность о ситуации, чтобы он не нервничал при пересечении границы. Перевозка пустых бочек для бензина была рутинной деятельностью финских дорожных строителей и грузовики с ними не досматривались ни советскими, ни финскими пограничниками.

В Ивало грузовик прибыл на территорию бывшей лесопилки, финский разведпункт, окруженный четырехметровым забором. После звонка Хаструпа в Норвегию «довольно скоро» оттуда прибыла машина скорой помощи «размером с целый полевой госпиталь». Дальнейшая судьба спасенного агента Лейвяслайхо неизвестна. По его мнению, этот случай показал, что «и на севере советский железный занавес был довольно дырявый». В интервью в 2018 году он сообщил, что разведку на финской стороне вели пограничники, а на территории СССР действовали лишь хорошо зарекомендовавшие себя ветераны войны. Из опубликованных докладов ЦРУ, относящихся к весне и лету 1962 года, ясно что разведслужба США наблюдала за строительством Туломской ГЭС. Лехвяслайхо считал, что целью американского агента было наблюдение за строительством этой гидроэлектростанции.

Знакомство с картой местности в Google Earth Pro заставляет усомниться как в определенной финнами точке вылета американского шпионского дельтаплана (окрестности деревни Неллим), так и в заявлении агента ЦРУ о преодолении им сотни километров по воздуху до момента крушения. Наиболее вероятной точкой вылета дельтаплана могла быть местная природная достопримечательность, расположенная в 6 км от госграницы гора Тсарминтунтури, каменная верхушка которой достигает высоты 500 метров. Высоты всех остальных гор по соседству, как правило, не превышают 200 метров.

Тсарминтунтури

Примерно такая же высотность и у холмов к востоку от госграницы, от 200 до 250 метров. Не приходится сомневаться, что американский шпион не мог пролететь сто километров на дельтаплане первого поколения с его низким аэродинамическим качеством (4 единицы) в арктической местности, где термики, восходящие потоки воздуха, не такие мощные как в более теплых краях. У современных дельтапланов третьего поколения аэродинамическое качество достигает 17 единиц, т.е., даже без термиков на маршруте дельтаплан может пролететь 17 км имея исходную высоту в один км. Практически исключается и буксировка дельтаплана легкомоторным самолетом, который мог поднять его на значительную высоту до пересечения границы: советские РЛС могли без труда обнаружить такую цель, особенно летящую на большой высоте.

Наиболее вероятный маршрут и место крушения американского шпионского дельтаплана обозначены на представленной ниже карте. Летательный аппарат, вероятнее всего, стартовал в первой половине относительно теплого дня, которые бывают на этой широте только в июле, да и то не каждый год, с каменной вершины горы Тсарминтунтури с высоты 500 метров и, поймав восходящий поток воздуха (термик), мог набрать достаточную для пересечения госграницы высоту, которая для дельтаплана первого поколения должна была составлять более одного километра. Этой высоты было достаточно для пересечения находившейся в шести километрах госграницы, после чего летательный аппарат ловил термики от цепочки невысоких холмов, находящихся на советской территории. Вероятнее всего, хорошо начинавшийся полет завершился крушением в обозначенной на карте точке, во всяком случае, недалеко от нее. В этом случае безвестный американский шпион-дельтапланерист смог преодолеть 40 километров и потерпеть крушение на небольшом расстоянии от дороги Райа-Йоосеппи – поселок Верхнетуломский, которая и была для него единственным ориентиром и шансом на выживание.

Наиболее вероятный маршрут американского шпионского дельтаплана.

Этот маленький эпизод большой «холодной войны» наглядным образом свидетельствует об изобретательности специалистов ЦРУ, сумевших подготовить высокопрофессионального агента-дельтапланериста в то время, когда дельтапланеризм находился еще в самой начальной стадии своего развития, а первые гражданские дельтапланеристы-любители и мечтать не могли о преодолении десятков километров даже в более теплых краях на своих несовершенных летательных аппаратах. Авторам будущей полной истории дельтапланеризма можно посоветовать обратиться к ЦРУ, которое могло бы рассекретить имя своего бесстрашного агента-рекордсмена.

Автор: Полярная Сова