Сиртя, чудь белоглазая или предки народа коми?

Арктика полна загадками и легендами. Образ этой ледяной и малонаселённой территории нашей планеты то романтизировался, то демонизировался людьми. О каких-то её секретах люди так и не узнали до сих пор, а какие-то сверх возможности до настоящего времени приписывают как этой земле, так и людям, населяющим её.

В российской Арктике, к счастью, до наших дней удалось сохранить почти всё многообразие коренных народов. Исчезнувшие представляют собой не слишком большой список. Однако потеря каждой, даже самой малочисленной, культуры – серьёзная потеря для России. Поэтому исследователи сотен научных институтов и центров постоянно заняты кропотливым сбором даже самой незначительной на первый взгляд информации. Порой учёные берутся даже за «расследование» мифов. И иногда приходят к самым неожиданным открытиям…

На Ямале, у ненцев существует «легенда» о подземном народе сиртя (или сихиртя), пришедшем давным-давно на эти земли из-за моря. Эти невысокие люди, по преданию, были белокурыми и светлоглазыми, и сначала жили на острове. Однако шторма и непогода здешних мест вынудили их перебраться на полуостров. Ненцы называли их «белоглазыми» и описывали именно как людей с белыми глазами.  

Исследователи связывают эту легенду со сказаниями о таинственном народе «чудь белоглазая», занимавшимся добычей и обработкой драгоценных металлов. В описаниях они также всегда представлялись людьми значительно ниже среднего роста. Упоминания о таком «народце» встречаются и в культуре скандинавских стран, где их называли «двергами» и в Польше («краснолюды»), а также у финнов, прибалтов, немцев и англичан. Некоторые фольклористы считают, что от сказаний об этом народе пошли гномы. История о том, как в какой-то момент все древние гномы – рудокопы ушли под землю, спрятавшись там от набегов соседских народов вместе со своими богатствами, получила подтверждение именно в истории древнего народа сиртя, населявшем в прошлом обширные территории Арктики от Кольского до Гыданского полуостровов. Как и в легенде о чуди белоглазой, сиртя были искусными кузнецами и шахтёрами, спрятавшимися под землю со всем своим богатством, устав от постоянных нападок других народов. Кто бы мог знать, впервые передавая эту легенду из поколения в поколение, что спустя столетия уральские и сибирские копи, где якобы и добывали свои богатства карлики – блондины, получат название чудские, а на Северном Урале будут обнаружены чудские крепости, могилы и городища. Всё это дало исследователями повод думать, что речь идёт об одном и том же народе.

Однако именно ненецкая культурная традиция наиболее бережно сохранила память о таинственном народе, наделив его представителей волшебной силой и мудростью и упоминая о нём во множестве своих мифов. На территории Ямала сохранились такие географические объекты как Сиртя седа — сопка сиртя, Сиртя яха — река ситя, Сиртя мя — жилища сиртя. Большинство из них ненцы до сих пор считаются священными и нежелательными для посещения по причине того, что здесь сильны ещё проклятья белокурых шаманов.

Некоторые фольклористы склонны считать, что скорее всего название народа «сиртя» пошло от ненского глагола: «сихирць» — избегать. Ведь странный народ был нелюдим и избегал контактов с представителями других культур. Другие исследователи подчёркивают вероятность происхождения названия от слова «си» – жук, в которого, по преданиям, превращается душа умершего человека.

Таинственные гномы

Как бы там ни было, но по легенде сиртя были богатым народом, носившим роскошную одежду и множество украшений из драгоценных металлов. Речь у сихиртя такая, словно они слегка заикаются. Сами ненцы – люди невысокие, но даже для них сихиртя казались гномами. Как отмечают биологи, науке известен феномен уменьшения роста и организма как признак его адаптации к низким температурам и дефициту витаминов. Так что и здесь у науки нет однозначного ответа на вопрос существовали ли реально сиртя.

Судя по ненецким сказаниям, отношения у двух соседских народов были непростыми. Сиртя на контакт не шли, даже рыбачить и охотиться выходили только ночью, за обиды мстили проклятьем, которое умели наслать на человека, и вскоре он умирал. Однако очень часто дарили «настоящим людям» («ненец» в переводе) роскошные подарки в виде металлических ножей, ковшей и напёрстков. Подарки также преподносили тайно, избегая личных встреч. Если же личной встречи случайно не удавалось избежать, она заканчивалась кровопролитием. Воевать народам приходилось не раз. Но сиртя и в бою были народом необычным. Вместо прямого столкновения, не отличавшийся, вероятно, большой силой люди предпочитали искусно исчезать и появляться в самых неожиданных местах.

Ненцы себя считали народом пришлым на эти земли и признавали, что сиртя были первыми на этих арктических территориях. Однако именно ненцы смогли сохранить свою многочисленность и культуру, тогда как сиртя пришлось уйти под землю.

Согласно ненецким сказаниям, белокурые карлики забрали с собой под землю и священного зверя хора (в переводе с ненецкого — «земляной олень»). Учёные рассматривают вариант, что речь в этом случае идёт о мамонте. Полностью же исчезли сиртя когда уральские ненцы приручили оленя. Из охотников они стали кочевниками, двигавшимися со своими стадами всё дальше на север. В то время климат был мягче на этих территориях. Вольно или нет, но они всё глубже заходили во владения сиртя. Избежать стычек становилось всё сложнее. Сиртя постепенно всё больше уходили в свои землянки. Охота и рыбная ловля даже ночами становились для них небезопасными. Остатки народа постепенно ассимилировались с ненцами. Этнографы отмечают, что у ненцев сохранились семьи, помнящие, что в их роду есть кровь сиртя по материнской линии. Даже в наши дни среди ненцев можно изредка встретить светловолосых детей.

Миф или реальность?

В  Большую российскую энциклопедию сиртя вошли как «Си́хиртя (от ненецкого сиртя, сииртя) – мифический народ в представлении ненцев»

Как утверждает авторитетное издание, «в научной литературе существуют гипотезы, связывающие образ сихиртя с населением тундр Европейского Севера России и северо-западной Сибири до прихода самодийских народов. Версию происхождения термина предложила этнограф Л.В. Хомич, которая возводила слово «сихиртя» к «сиртя» – «делающий дыру», или «сихиртя» – «избегающий», «имеющий землистый цвет лица», что соотносилось с ненецким кругом понятий со значением «предки», «дух предков» <> Одно из первых упоминаний о сихиртя как о сюжете ненецкого фольклора в научной литературе встречается в произведениях академика И.И. Лепехина, совершившего во второй половине 18 века путешествие по Канинской тундре (Ненецкий автономный округ) <>. Косвенные свидетельства о наличии в прошлом в приполярной зоне населения, отличного от самоедов (ненцев) и угров (хантов), содержатся в описаниях путешествий голландского купца 16 века Яна Хюйгена ван Линсхотена. Он рассказывал о живших ещё в 16–17 веках на островах Новая Земля, Вайгач, Варандей полуоседлых охотниках, одежда, орудия охоты, жилища которых не были похожи на ненецкие (глухая одежда у мужчин и женщин, землянки и жилища из китовых рёбер, гарпуны с костяными наконечниками, кожаные лодки и т. д.). <> Существует версия, которая связывает сихиртя с племенем печера (печора) (О. В. Овсянников), населявшее тундры Европейского Севера России в 5–10 веках н. э., переселившись туда с нижней Оби. По другой гипотезе (Л. В. Хомич), прообразом сихиртя послужил аборигенный народ Беломоро-Балтийского региона, относящийся к протосаамским или чудским племенам, который во 2-й половине 1 тысячи нашей эры начал активное движение на северо-восток, осваивая территорию современной Большеземельской и Ямальской тундр. Данные археологии подтверждают историческую основу мифов о сихиртя».

Относительно места обитания сихиртя в ненецкой культуре, исследователи пришли к выводу, что люди населяли верхний из семи земель-ярусов, составлявших нижний мир, уточняет Большая российская энциклопедия, отмечая, что «сиртя изображаются существами-носителями сверхъестественных знаний и умений (кузнецы, колдуны и прочие). Их «инакость» маркируется тем, что на поверхность земли они выходят только по ночам или в туман, так как солнечный свет для них губителен. Одним из важнейших умений сихиртя является способность становиться невидимыми, что позволяет им избегать встреч с ненцами. Подчёркивает сакральность сихиртя и то, что их основным атрибутом являются различные металлические изделия, например, украшения женщин. Считается, что такие украшения можно найти в сопках в тундре. В чумах сихиртя много предметов утвари из металла, которыми они могут одаривать людей. Их дома-сопки представлялись прикреплёнными к вечной мерзлоте железными верёвками <> Сихиртя могли украсть детей (если те допоздна играли вне чума), наслать порчу на человека или напугать его. Происхождение некоторых родов связывалось с сихиртя. Так, ненецкий род Няданги, по преданиям лесных ненцев, был родом «сегиртей» (сихиртя), представители которого питались только оленьим мхом (Ю. Н. Квашнин)».

Слово учёным

Впервые научными поисками таинственного народа в 1929 году занялся археолог Валерий Чернецов и обнаружил подтверждение его существования в виде следов стоянок оседлых сиртя. Полуземлянки, покрытые дёрном, могли достигать 150 квадратных метров. В археологии исчезнувший народ получил имя «Усть-полуйской культуры», существовавшей в период с IV века до н. э. по II век н. э. Позднее в Ямало-Ненецком автономном округе и на полуострове Ямал были обнаружены тысячи научных находок. Настоящей сенсацией стало древнее святилище на реке Полуй, найденное в четырёх километрах от Салехарда, а также останки крупной бронзолитейной мастерской. Вслед за ними археологи нашли формы для отливки различных предметов и большое количество литейного брака. Так, в жертвеннике на Ангальском мысе из-под земли подняли высокохудожественные металлические фигурки, изображающие животных и людей. Эти находки кардинально изменили представления учёных о культурном развитии Арктики. Никто не мог представить до этого, что в древности это была не безлюдная пустыня.

В наши дни тема существования загадочного народа нередко становится предметом интереса журналистов и любителей истории. Так, несколько лет назад тюменский учёный, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ТюмГУ,  автор книг и многочисленных научных публикаций в области экологической, этнической истории и этнографии русских и коми, истории крестьянства, административного управления и православия, археографии и источниковедения Западной Сибири Сергей Туров подробно ответил на вопросы журналиста издания «Аргументы и факты. Тюмень» о существовании древнего народа:

«Давайте сразу договоримся, что сихиртя – никакие не палеоазиаты. Ненцы их видеть не могли. Не так давно открытая Усть-Полуйская археологическая культура — это IV век до н. э. – II век н. э. Ненцев в тундре тогда ещё не было, а сихиртя они не только видели, но и «видят» до сих пор.

В 2011 году археолог Олег Кардаш публиковал книгу с результатами раскопок средневекового городища в ямальской бухте Находка. Местные ненцы связывали остатки городища на холме с легендарными сихиртя. Были раскопаны шесть жилищ, накрытых единой кровлей и соединённых крытым же переходом. Таким образом, конструкция со стороны выглядела как поросшая травой невысокая сопка. Причем входить в этот комплекс нужно было сверху, через лючки. Обитатели поселения занимались охотой на дикого оленя и песца. Городок был построен в 1220 году. И где-то век спустя он был заброшен, жители ушли без видимых на то причин. Олег Кардаш считает, что в бухте Находка он раскопал поселение сихиртя. Скорее всего, он прав, поскольку остатки поселений коренного населения этого периода выглядят совершенно по-другому.

Сихиртя реальны. Кем же они были, откуда пришли и куда потом исчезли? В культурном слое поселения бухты Находка обнаружено огромное количество вещей, изготовленных в Северном Приуралье и Севернорусских землях: бронзовые и серебряные украшения, ткани, оружие. Археологи считают, что это импорт. Можно было бы с этим согласиться. Но очень трудно представить, что торговцы в те времена по горным тропам и болотистым тундрам везли на продажу обувь. А остатков обуви, изготовленной из телячьей кожи где-то в Приуралье, в жилищах сихиртя обнаружено много. Ещё одна загадка. Найдено два замка тоже из севернорусских городов. Дверей нет, сундуков тоже, что закрывать? Вы стали бы покупать замок, если он вам не нужен? А вот захватить с собой при переезде могли бы, не бросать же. На раскопе имеются свидетельства ковки железа. В чем ненцы в эти времена не были замечены, но замечены были сихиртя. Так, может быть, весь обнаруженный вещевой материал – не импорт вовсе. Тогда наши сихиртя – выходцы с Русского Севера. Из земель, ныне являющихся краем Коми, то есть «протокòми». Но возможно ли такое? Возможно! На Нижней Оби, между Ханты-Мансийском и Салехардом, расположено несколько древних городищ, в основе названий которых присутствует ойконимы «кар», и «горт» — это означает поселение на коми-зырянском языке. Несколько таких поселений раскопаны археологами (между Шеркалами и Перегребным). Поселения эти действительно были заселены предками коми и являлись своеобразными торговыми и промысловыми факториями. Вот и ненецкие предания об этом же говорят. У сихиртя белые глаза. Белые глаза — это голубые или серые. Среди народа коми и сегодня до 70% серо- или голубоглазых».

По словам учёного, сиртя – народ, активно занимавшийся торговлей. Понять это можно как раз по тем самым «подаркам» ненцам, упоминавшимся в мифах последних. В основном это были бронзовые украшения, оставленные у ненецких юрт. Эксперт уверен, что это типичный способ меновой торговли в средневековье на Севере.

«Поселения близ Шеркал и Перегребного существовали примерно тогда же, когда и поселение сихиртя на Ямале в XII-XIII, а потом, так же, как и ямальские сихиртя, население ушло. Куда? Домой, конечно, на Вымь и Верхнюю Каму. Что же произошло? Дело в том, что начинался так называемый малый ледниковый период (XIV – вторая половина XVIII века). Интересно то, что и появление предков коми в Северном Зауралье связано с климатическими изменениями. Похолоданию предшествовал климатический оптимум (потепление) (середина X – середина XIII века). Топонимы коми-происхождения, судя по данным лингвистики, появляются на Нижней Оби в X веке. Итак, коми – торговцы и промысловики – пришли на Обь вслед за потеплением, а ушли гонимые похолоданием. Но в связи с похолоданием пушнины меньше не стало, скорее наоборот – пушнина стала пышнее», – отмечает Сергей Туров.

Неудивительно, с точки зрения историка, и то, что ненцы были уверены, что сиртя под землей пасут мамонтов. Народ питался ими и ценил их бивни, уверен эксперт. «Кстати, «сихиртя», переводится с ненецкого как «норы роящие», и, по преданию, из сопки, где они живут, обязательно торчит метка – бивень мамонта. Так может быть легендарные сихиртя, а вернее реальные «протокòми», занимались добычей и продажей мамонтовой кости? В средние века в Европе мамонтовая кость ценилась очень высоко. Во-первых, за очень хорошие поделочные качества, во-вторых, за приписываемые ей уникальные лечебные свойства. В Европе бивни мамонта выдавались за рог мифологического зверя – единорога. Считалось, что лекарства из него – панацея от всех болезней. А на Севере кость мамонта в оптимум была недорогой – берега оттаяли, и это все торчало на поверхности. <> Есть на юге Ямало-Ненецкого округа, на берегу Оби, село Шурышкары. В документах XVI в. «Сускар или Роговой городок». А рог — это и есть бивень мамонта. Так он назывался «пороз-рог». Пороз – бык. Мамонт в представлении коми – земляной бык. Стоял городок на высоком берегу Оби «Белая гора». Скорее всего, в этой горе и добывали проз-рог. Кроме того, Шурышкарский городок находился на древнем пути из Коми края на Обь. Значит, чем торговали? Именно бивнем мамонта. Но вот наступило похолодание. И наступило оно достаточно быстро. В одном из преданий о сихиртя описана эта катастрофа. Земля внезапно перевернулась и чумы сихиртя ушли под землю вместе с людьми. Перевернутая земля, скорее всего, означает резко поднявшийся уровень вечной мерзлоты. Здесь уже никакой киркой орудовать было невозможно. Не стало мамонтовой кости, не осталось причин у протокòми оставаться на Нижней Оби (пушнины хватало и в Северном Приуралье). А их заброшенные поселения заселили фантастические сихиртя, в образе которых причудливо переплелись воспоминания о богатых и предприимчивых соседях – протокòми – и бытующие повсеместно предания о древнем низкорослом подземном народе, как правило, заселяющем любые непонятные древние городища и пещеры («чудь» на Русском Севере, «дивьи люди» на Урале, «гномы» в Европе и т.п.). Как писал в свое время Николай Рерих: «Когда вы соберете все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед вами полная картина великих миграций?».

Рина Румянцева по материалам Большой российской энциклопедии , «Аргументы и факты. Тюмень», Фильма Андрея Головнёва.”Легенда о сихиртя” (1993 год) и открытых источников

Поделиться:

Ещё статьи: