Встреча Путина и Моди: кульминация многих лет сотрудничества?

В ходе двухдневного визита премьер-министра Индии Нарендра Моди в Россию были проведены переговоры на высшем уровне, на которых обсуждались и вопросы двустороннего сотрудничества в Арктике. Арктический век комментирует итоги официальной встречи.

Стало очевидно, что Арктика рассматривается как неотъемлемая часть Большого Евразийского пространства, в котором все инициативы подчинены цели создания и развития общего торгово-экономического, инвестиционного, транспортного, цифрового, энергетического и финансового пространства с заинтересованными партнёрами из Центральной, Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Именно из этих реалий исходит политическое руководство России и Индии сегодня, заявляя о формировании новой архитектуры транспортных коридоров с включением арктических маршрутов и уделяя пристальное внимание развитию производственно-сбытовых цепочек, проблемам финансовой устойчивости и доверия в деловой среде.

Так, накануне визита большие надежды возлагались на возможное межправительственное соглашение между Россией и Индией в области логистики, однако пока стороны выразили намерения активизировать сотрудничество в создании и использовании транспортных коридоров, таких как Международный транспортный коридор “Север — Юг” (МТК), Восточный морской коридор Ченнаи-Владивосток, и Северный морской путь (СМП), причем приоритетное значение в деле продвижения коммуникаций на евразийском пространстве, решении задач по сокращению времени и стоимости доставки грузов отдается МТК.

Что касается планов по использованию и развитию инфраструктуры СМП, России, конечно, хотелось бы наладить системные поставки углеводородов в Индию по этому маршруту, однако на сегодняшний день это маловероятно. По итогам переговоров стороны выразили готовность создать совместный рабочий орган в рамках межправительственной комиссии для взаимодействия с использованием СМП. Напомним, что ранее стало известно о планах по созданию совместной комиссии России и Китая для расширения китайского транзита и реализации ряда проектов в интересах развития СМП.

Пока без ледокольного сопровождения у танкеров, газовозов и контейнеровозов возникают проблемы даже в летний период навигации, к примеру, в минувший навигационный сезон два танкера с нефтью для китайских покупателей маневрировали в Восточно-Сибирском море несколько дней в ожидании ледокольного сопровождения. В то же время примерно 40% всей потребности Индии закрывают поставки нефти и нефтепродуктов из России. Сравнивая c ситуацией в 2021 году, поставки выросли в 20 раз, и на этом явно не остановятся.

Кроме того, стороны приветствовали подписание Программы российско-индийского сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной сферах на Дальнем Востоке Российской Федерации на 2024 –2029 годы, а также о принципах сотрудничества в Арктике, которые пока не разглашаются. Ожидается, что Программа задаст необходимые рамки для дальнейшего сотрудничества между Индией и регионами Дальнего Востока Российской Федерации в сфере сельского хозяйства, энергетики, разработки месторождений полезных ископаемых, алмазов, использования рабочей силы, фармацевтики, морского транспорта и т. д.

В действительности, история подготовки этого документа началась не вчера: Программу планировалось утвердить еще на VI Восточном экономическом форуме в 2021 году. Тогда разработкой Программы занимались Минвостокразвития и Национальный институт трансформации Индии (НИТИ) совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики. Помимо прочих деталей сообщалось, что площадкой для развития научно-технологического партнерства между двумя странами может стать Инновационный научно-технологический центр на острове Русский. На практике оказалось, что в России роль координатора научных исследований и разработок с Индией была отведена Арктическому и Антарктическому научно-исследовательскому институту (ААНИИ). Об этом свидетельствует заключенный по итогам визита Моди Меморандум между ААНИИ и Национальным Центром полярных и океанских исследований, расположенным в штате Гоа, Индия. Добавим, что, помимо упомянутого учреждения, в Индии существуют по меньше мере шесть научных центров, которые выражают заинтересованность в сотрудничестве с российскими экспертами по делам Арктики. Подробнее читайте материал

Наконец, не вполне очевидным для российских исследователей, занимающихся российско-индийской повесткой, стала новость о подписании соглашения о сотрудничестве Высшей школы экономики с Университетом Джавахарлала Неру. Это достаточно разные по идеологии и направленности работы учреждения. Чем обоснован выбор «Вышки» как подписанта с российской стороны и какой смысл в данном случае вкладывают инициаторы в части расширения сотрудничества по линии университетов покажет дальнейшее развитие академических связей.

Екатерина Серова

Поделиться:

Ещё статьи: