Господдержка Арктической зоны РФ до 2035 года

Система поддержки районов Крайнего Севера включает целый ряд федеральных, целевых, региональных и отраслевых программ, в том числе северный завоз продукции в эти регионы.

По словам вице-премьера Юрия Трутнева, сегодня в арктических преференциальных режимах реализуется 695 проектов с объемом инвестиций 1,6 трлн рублей, уже вложено 355 млрд рублей, создано более 12 тыс. рабочих мест. С 2020 года вся территория российской Арктики имеет статус особой экономической зоны.

«Арктическое направление сегодня является стратегическим для развития нашей страны. Прежде всего, это единственная морская дорога, находящаяся полностью в юрисдикции Российской Федерации, связывающая Европу и Азию. Арктический регион имеет стратегическое значение для нашей страны как с точки зрения укрепления экономики, так и с точки зрения обеспечения национальной безопасности. Северный морской путь – не только транзитный путь, он создает условия для реализации мегапроектов в Арктической зоне», – отметил вице-премьер. По словам Юрия Трутнева, до 2035 года их реализация обеспечит налоговые поступления в бюджет в размере 21 трлн рублей.

За последние восемь лет объемы перевозок в акватории Северного морского пути выросли более чем в восемь раз. Объем грузов по СМП сегодня составляет 34 млн т в год. Несмотря на беспрецедентные санкции, действующие в отношении Российской Федерации, не забыта задача роста грузопотока по Севморпути до 80 млн т к 2024 году, а к 2031 году поставлена задача нарастить объем перевозок по нему до 200 млн т.

По информации главы российского правительства Михаила Мишустина, главное внимание сейчас сосредоточено на морских и речных перевозках, а также развитии инфраструктуры Северного морского пути и Дальнего Востока.

Согласно планам, в ближайшие пять лет в стране обновят торговый флот, а до 2035 года на российских верфях построят около 1 тыс. судов различного назначения, в этих целях в стране задействована программа льготного лизинга. Для судоремонтных предприятий обнуляется НДС, а также оказывается поддержка перехода на отечественные цифровые решения. 

Ведется строительство 33 новых судов. Согласно планам, к 2024 году стране для работы в Арктике потребуется 57 грузовых судов с учетом действующих. «НОВАТЭК» должен увеличить флот газовозов, задействованных в перевозках сжиженного природного газа на 16 судов (до 33), для проекта «Северная звезда» компании АЕОН потребуются 9 балкеров, 2 танкера нужны «Роснефти» для «Восток Ойл», подсчитали в Росатоме. К 2030 году для «НОВАТЭКа» потребуется 39 газовозов и танкеров, АЕОН – 25 балкеров, ГДК «Баимская» – 3 балкера, «Роснефти» – 11 танкеров, Росатому – 9 контейнеровозов. Для поддержки северного завоза России нужны 10 универсальных судов. К 2030 году для обеспечения растущего грузопотока ключевых проектов, реализуемых в акватории Севморпути, в общей сложности потребуются 160 судов, в основном это будет крупнотоннажный флот.

Одним из самых острых вопросов для Арктической зоны остается развитие мобильной связи и интернета. Согласно планам, до 2030 года 97% населения России должны иметь доступ к широкополосному интернету и качественной мобильной связи. 

В Якутии стартовала реализация проекта «Синергия Арктики»: с прокладкой свыше 7 тыс. км оптоволоконного кабеля к отдаленным поселениям. До конца 2025 года к высокоскоростным линиям должны подключить около 90 заполярных и труднодоступных населенных пунктов региона.

В этом году Госдума приняла в первом чтении законопроект «О северном завозе», регулирующий всю систему комплексных мероприятий и финансовых механизмов по регулярному и бесперебойному снабжению районов Крайнего Севера. По информации Минвостокразвития, география северного завоза охватывает 25 регионов РФ. Ежегодно в них доставляется более 3,4 млн т жизненно важной продукции для 3 млн жителей. 

Государство создает единого морского оператора северного завоза, а также систему мониторинга – ФГИС «Северный завоз», обрабатывающую и анализирующую информацию о движении грузов и выявлении потенциальных рисков сбоев таких поставок. Согласно планам, к 2026 году расходы федерального бюджета на финансирование объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза – водные пути, автодороги и аэродромы – могут достичь 7,4 млрд рублей.

С 2023 года представителям малых коренных народов Севера, занимающихся традиционными видами деятельности, увеличили размер компенсационных выплат. В арктических регионах выросли субсидии на развитие домашнего оленеводства. В стране действует госпрограмма поддержки малочисленных народов Севера, рассчитанная на 2023-2025 годы, формируемая из региональных и федерального бюджетов. Так, в Красноярском крае изменения в ежемесячных компенсационных выплатах помогут оленеводам Таймыра, Эвенкии и Туруханского района, промысловикам Таймыра и Туруханского района. Запланированы выплаты единовременного пособия для подготовки к промысловому сезону эвенкийским охотникам и рыбакам.

В текущем году Чукотка решила ввести выплату «северных» в 100% размере для специалистов из бюджетной сферы, переезжающих в регион, с первого рабочего дня. Цель оказываемой поддержки заключается в привлечении кадров в Арктику.

На прошедшем в июне Петербургском международном экономическом форуме участники обсуждали стратегию продвижения России в арктических регионах: одной из главных задач остается соблюдение баланса между экономическим освоением Крайнего Севера и защитой окружающей среды на «климатической кухне планеты», а также социальная поддержка населения. Устойчивое развитие арктических территорий затрагивает и вопросы формирования новых логистических цепочек, международного сотрудничества со странами – потребителями ресурсов российской Арктики, а также туризма и экологии.