Арктический туризм от Мурманска до Анадыря. Часть 2

Доступность Урала и Сибири, безусловно, значительно уступает арктическому Северо-Западу. Удаленность от Москвы и Санкт-Петербурга формирует общую проблему транспортного узла для этой части Арктики . Также играет свою роль географическое положение, сопряженное с климатом. Из-за суровых условий наиболее комфортное время для посещения Урала и Сибири – это лето.

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ввиду суровых климатических условий, территория имеет низкую степень промышленного освоения, а также низкую площадь населения, что сказывается на отсутствии персонала и малом числе гостиниц. С одной стороны, это позволяет сохранять естественные ландшафты тундр и животный мир. С другой – низкая степень развитости инфраструктуры оставляют этот регион на нижних строках по показателям туристических посещений среди всех регионов Арктики.

На сегодняшний день имеется небольшой ряд (около 60) активных туристических маршрутов. Округ славится этнографическим, экологическим и гастрономическим видами туризма. В этих рамках можно посетить этнографические парки, где туристов ознакомят с фермами оленей и традиционным бытом народов севера. В Салехарде можно пройти по дороге «501-я стройка ГУЛАГ» или совершить восхождение на ледник Романтиков.

Главным и единственным транспортом здесь остается дорогостоящая авиация, однако присутствует обширная железнодорожная сеть. Большинство путешественников прибывают в регион через Салехард или Новый Уренгой, также можно добраться через аэропорты Ноябрьска и Надыма.

Серьезной проблемой по-прежнему остается дороговизна туров для среднестатистического человека – за те же деньги люди предпочитают Крайнему Северу регионы южнее. В минусы также входит удаленное положение относительно центральных городов России, а также суровый климат, который, в принципе, характерен для всей Арктики. Одной из главных проблем, была и остается, – недостаточно разработанный и узнаваемый туристский продукт. Карелия и Мурманск на слуху для большинства, однако, что посмотреть в Ямало-Ненецком автономном округе является загадкой для многих.

Чукотский автономный округ

Богатые туристские ресурсы региона создают условия для развития круизного, этнографического, экологического, экстремального, делового и других видов туризма. Наиболее известные достопримечательности: Национальный парк «Берингия», «Остров Врангеля» – заповедник, включённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с самым большим в Арктике лежбищем моржей, мыс Дежнева, Берингов пролив, 180-й меридиан, Анюйский вулкан.

Данный регион является самым отдаленным от центральной России, из чего вытекают уже озвученные нами проблемы. Это и слабо развитая система наземного транспорта, и отсутствие круглогодичной сети автодорог. Ввиду этого авиатехника и водный транспорт остаются самыми распространенными для округа, однако и с этим возникают трудности – высокая стоимость и дефицит авиабилетов, а также отсутствие в регионе современного морского пассажирского транспорта.

Чукотка существенно уступает по рекреационной и туристской инфраструктуре европейской части России. Имеет место быть и низкая осведомленность людей о возможностях маршрутов и достопримечательностей. Ещё одно проблема – слабая подготовка кадров для туристской индустрии, и как следствие, низкое качество оказываемых услуг.

Однако регион обладает потенциалом развития и активно развивает туризм, что подтверждено Правительством Чукотского автономного округа, которое в 2019 году утвердило стратегию развития региона вплоть до 2025 года.

Республика Коми

Республика имеет сильные стороны для туристического кластера, в которые входят: наличие большого количества памятников природы, в том числе объектов всемирного наследия ЮНЕСКО “Девственные леса Коми” в национальном парке “Югыд ва” и в Печоро-Илычском заповеднике. Также несомненным плюсом является относительно развитая железнодорожная сеть и транспортная инфраструктура вокруг Сыктывкара, Ухты и некоторых других населенных пунктов. Аэропортов в Республике значительно больше, чем в той же Карелии – целых семь.

Однако в регионе слабо развита инфраструктура, средства размещения сконцентрированы, в основном, в столице и в городах, связанных с нефтегазовым комплексом, в то время как основные объекты туристского показа находятся на значительном расстоянии от объектов размещения. Имеет место быть и низкий уровень развития транспортной доступности в районах нахождения основных туристских достопримечательностей.

Основные направления развития туризма в регионе приходятся на спортивный туризм: пешеходный, водный, горный, конный, велотуризм. Развивается сфера рыболовно-охотничьего туризма, а также культурно-познавательного.

Правительство Республики Коми в 2019 году также утвердило Государственную программу по развитию культуры и туризма в регионе, в задачах которого ключевое место имеет создание условий для развития конкурентоспособной туристской индустрии.

Республики Саха (Якутия)

Якутия обладает культурно-историческим наследием и является одним из наиболее динамично развивающихся регионов России. Главными видами туризма в регионе являются этнокультурный, событийный, экологический, а также промышленный.

Развиваться Республика в сфере туризма начала относительно недавно. В силу географической удаленности от основных турпотоков, слабого развития дорожно-транспортной инфраструктуры, территория Якутии была практически закрыта для массового въездного туризма. Города не получали должного развития структуры кадров, обновления материально-технической базы и разработки новых маршрутов.

На сегодняшний день неизменным спросом пользуется у туристов фольклор и национальные промыслы, а также событийные проекты. В частности, это фестиваль «Зима начинается с Якутии», традиционный праздник Ысыах — якутский Новый год, а также Бриллиантовая неделя Якутии. Спросом также пользуются и природные маршруты, например, «полюс холода» в Оймяконе.

Сегодня благодаря стратегии развития туристической индустрии в Республики Якутии (Саха) до 2025 года, решается вопрос с построением инфраструктуры, объектов наземного и воздушного транспорта, а также сети аэропортов, которых насчитывается уже восемь по всей территории.

Красноярский край

Этот регион России входит в Арктику благодаря городу Норильску, Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району, Туруханскому району и частично сельским поселениям Эвенкийского района.

Одним из популярных направлений путешествий летом здесь – круизы по Енисею до морей Северного Ледовитого океана.

Также известно путешествие на плато Путорана – возможность увидеть нетронутую природу Арктики. Практически всю территорию плато занимает Путоранский заповедник, внесенный в список наследия ЮНЕСКО. Однако с посещением сопряжены большие трудности, сопряженные с уже известной нам проблемой транспортной доступности.

Чтобы попасть на плато Путорана, нужно совершить перелет до Норильска или выбрать рейс Красноярск – Туруханск, учитывая то, что самолеты ходят не каждый день. В зависимости от погоды нужно также осуществить вертолетную или водную заброску на плато. На нем, кстати, сейчас находится лишь одна турбаза на острове Лама. В случае путешествия к другим частям плато придется брать в поход палатки, что доказывает низкую развитость инфраструктуры.

Вследствие удалённости этого региона и суровости его природы количество туристов невелико. Развитие края связано с повышением транспортной доступности и формированием новой инфраструктуры для приёма туристов.

К выводам:

Как мы могли заметить, российская Арктика имеет большое разнообразие природных достопримечательностей и потенциал для развития и увеличения туристических потоков. Однако несмотря на общий рост количества туристов в последние годы, арктические регионы остаются внизу списка среди всех регионов РФ по количеству туристов. Причин этому сразу несколько: и неразвитость сервисной инфраструктуры и плохая транспортная доступность. Высокая стоимость транспортных затрат также не позволяют туристам с низкой платежеспособностью посещать Арктику, в то время как туристы с высокой платежеспособностью не посещают Заполярье ввиду отсутствия подходящего им сервиса.

Несмотря на негативные аспекты, есть и положительные: Правительство России утверждает новые инициативы по развитию Арктики. Одно из таких распоряжений было подписано 28 ноября 2022 года, в котором Республике Коми, Архангельской и Мурманской областям, а также Чукотскому автономному округу в 2022 году из федерального бюджета было направлено более 2,6 млрд рублей на развитие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.

Как мы можем увидеть, на долю туризма выделяются всё бо́льшие ресурсы, дающие надежду на развитие инфраструктуры, расширение количества туристических программ и маршрутов, а также созданию новых рабочих мест в туристической сфере Заполярья в ближайшие годы.

Автор: Екатерина Котенко