Северный морской путь становится всё более экономически выгодным

Европейские эксперты прогнозируют, что Севморпуть в среднесрочной перспективе начнет играть все более важную роль в экспорте российской нефти. Трансформация экспортных потоков повышает важность экономически эффективных логистических коридоров, считают эксперты.

Сложная ледовая обстановка вынуждает танкеры двигаться медленно, но рейсы по Севморпути в азиатском направлении остаются выгодными из-за меньших расходов на топливо в связи с более коротким расстоянием и отсутствием обязательных сборов за проход Суэцкого канала.

В обычных ледовых условиях к преимуществам маршрута добавляется скорость, добавляют специалисты. Так, судно «Василий Динков» в прошлом году доставило сырую нефть в Северный Китай за 28 дней, а в текущем корабль Aframax SCF Baltica совершил аналогичный рейс на 31 день. При этом плавание через Суэцкий канал в среднем занимает 45 дней.

Пока абсолютный объем морского экспорта нефти из Мурманска по СМП относительно невелик — около 325 тысяч баррелей в сутки. Однако в условиях продолжающихся санкций и глобального потепления, которое снижает риски для хождения по полярным маршрутам, популярность СМП может расти, уверены эксперты.

Показательно, что весной глава «Росатома» Алексей Лихачев предложил президенту Владимиру Путина перенаправить экспорт российской нефти с портов Балтики (Усть-Луга, Приморск и Высоцк) на Севморпуть. Эмбарго ЕС на поставки российской нефти станет «окном возможностей» для быстрого наращивания грузовой базы СМП.

Фото: Alex_Y / Fleetphoto.ru