Как сообщили в Министерстве обороны РФ, новейший дизель-электрический ледокол «Евпатий Коловрат» завершил межфлотский переход из Санкт-Петербурга и прибыл в Петропавловск-Камчатский. Маршрут перехода пролегал через Атлантический океан, Средиземное море, Индийский океан, акваторию Юго-Восточной Азии, Японское и Охотское моря, уточнили военные. Корабль войдёт в состав Тихоокеанского флота уже до конца 2023 года.
«Евпатий Коловрат» ( модернизированный проект 21180М) предназначен для доставки грузов в отдалённые гарнизоны, проводки боевых кораблей в ледовых условиях, перевозки команд и проведения гидрографических работ. Машина может быть оснащена боевыми системами и вместе с ледоколом проекта 21180 «Илья Муромец», принятым в 2017 году в состав Северного флота, обеспечит укрепление присутствия России в стратегически важном Арктическом регионе.
«Илья Муромец» — однопалубное многофункциональное судно с экипажем в 39 человек, предназначено для обеспечения базирования и развёртывания сил флота в ледовых условиях. Длина – 85 м, наибольшая ширина — 20 м, осадка — 6,8 м, водоизмещение — 6 тыс. т, скорость хода — 15 узлов. Автономность плавания достигает двух месяцев.
«Главная особенность судна — расширенная функциональность при скромных габаритах. Помимо прямого назначения — ломать лёд и проводить суда, — предназначен для перевозки грузов и людей в обеспечение развёртывания и обслуживания удалённых военно-морских баз, для участия в специальных спасательных операциях и ликвидациях последствий техногенных аварий», — говорится на сайте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).
Судно также привлекается к работам по картографированию морского дна и проведению научно-исследовательских работ в период сезонного весенне-летнего «простоя» благодаря оснащению современным гидрографическим комплексом.
Его модернизированный вариант отличают меньшие габариты. По данным Минобороны, водоизмещение «Евпатия Коловрата» составляет чуть более 4 тыс. т, длина — 82 м, а ширина — 19 м. Ледокол способен преодолевать льды толщиной до 1,5 м. Осадка судна позволит ему заходить в порты Тикси в Якутии и Диксон в Красноярском крае.
«В носовой части имеет вертолётную площадку. При необходимости на ледоколе могут быть установлены зенитные артиллерийские установки», — говорится на сайте Минобороны.
По словам председателя Московского клуба истории флота Константина Стрельбицкого, функционал «Евпатия Коловрата» шире, чем у обычного ледокола.
«Это не просто ледокол, а ледокольное судно. Это означает, что, помимо разрушения льда, суда этого проекта могут выполнять и другие задачи, в частности патрулирование в районах мирового океана, где имеется ледовый покров. Так что его правильнее назвать военным кораблём с ледокольными возможностями», — отметил эксперт в разговоре с RT.
По словам аналитиков, пополнение российского ВМФ новыми ледоколами позволит России упрочить и расширить своё присутствие в стратегически важном Арктическом регионе.
«РФ, учитывая её геополитическое положение, нужны ледоколы и ледокольные суда. Ни одна страна в мире не имеет такой арктической границы, как Россия. Поэтому необходимо эту границу содержать и защищать», — уверен Константин Стрельбицкий.
Аналогичной точки зрения придерживается военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин:
«Это жизненная необходимость. Именно к арктической зоне, к Северному морскому пути и русской Арктике приковано внимание США и их союзников. России здесь нужно иметь мощный кулак, который сейчас и создаётся. В том числе для этого предназначены ледоколы типа «Илья Муромец» и патрульные корабли типа «Иван Папанин». Параллельно идёт развитие сухопутных подразделений, подводного флота».