Регион Белого моря: новая стратегия развития в условиях санкций

В условиях нарастающего противостояния с Западом и милитаризации Арктики приграничные регионы Северо-Запада России — Карелия, Мурманская и Архангельская области — приобретают особое стратегическое значение. Научный руководитель Института североевропейских и арктических исследований ПетрГУ Валерий Шлямин предлагает новый подход к пространственному планированию этих территорий, включая создание макрорегиона «Регион Белого моря» и разработку отдельной стратегии развития лесопромышленного комплекса. Ученый подчеркивает необходимость пересмотра существующих управленческих и инфраструктурных решений в условиях геополитического давления, санкций и переориентации торговых потоков на Восток и Юг. Подробнее читайте в нашем материале.

Фото: Валерий Шлямин (Источник – Агентство “Республика“)

Новый подход к арктическому планированию

Актуальность  исследований по проблематике приграничных арктических и субарктических территорий заметно возросла с ростом напряжённости в отношениях между Западом и Востоком, в частности между США, Евросоюзом и Россией на Севере Европы и в Арктике, особенно в связи с событиями 2014 и 2022 – 2025 гг. на Украине.

Резкое обострение  противостояния между российской и западной цивилизациями особенно заметно на сопредельных территориях Северо-Запада России, Финляндии и Норвегии. Ещё совсем недавно весь мир изучал феномен российско-финляндского добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества. Сегодня Финляндия и скандинавские страны, как члены НАТО, взяли курс на жёсткое политическое, экономическое и военное противостояние с Россией и, по всей видимости, не откажутся от него в обозримой перспективе. Складывается тенденция милитаризации Арктики.

Поэтому возникла необходимость критического анализа ранее принятых документов государственного стратегического планирования, прямо или опосредованно касающихся приграничных территорий России в высоких широтах. В интересах обеспечения национальной безопасности и территориальной целостности нашей страны повышается роль федерального Центра в преодолении элементов межрегиональной разобщённости в приграничье, а также несогласованности приоритетов развития  приграничных регионов, отраслей и корпораций.

Регион Белого моря

В понимании большинства экспертов к приграничным территориям относятся как муниципальное образование (район, округ), так и регион, прилегающие к государственной границе.  Академик А. Г. Гранберг отмечает, что  в приграничный регион входит территория, которая «испытывает существенное влияние государственной границы». На наш взгляд, для того, чтобы иметь возможность осуществлять сбалансированное социально-экономическое развитие приграничных территорий СЗФО, оказавшихся перед необходимостью торгово-экономического «разворота» на Восток и Юг, добиваться их связанности, в качестве таковых целесообразно рассматривать субъекты Федерации, омываемые Белым морем, а именно Республику Карелия, Мурманскую и Архангельскую области. Архангельская Арктика примыкает к морской границе нашей страны и является прибрежной приграничной территорией.

Возьмём на себя ответственность ввести в научный оборот понятие  «Регион Белого моря» – своеобразный приграничный макрорегион в составе СЗФО, в который войдут три выше названных субъекта Федерации. Это имеет возрастающее значение на фоне динамично развивающейся инфраструктуры акватории западной части Северного морского пути и нарастающих амбиций стран НАТО сдерживать развитие российской Арктики.

Современная граница Арктической зоны может считаться условной. Примем во внимание, что стратегирование  пространственного развития, предусматривающего учёт комплекса  экономических, социальных, экологических, политических и военных факторов, реально вести на уровне федерального округа и субъекта Федерации, часть территорий муниципальных образований которых не входит в АЗРФ.   

Поэтому  нам видится целесообразным вернуться к понятию «субарктическая (или приарктическая) территория». Обычно субарктические территории (субарктическая зона) ассоциируются с общепринятым климатическим районированием. Однако факторы природной среды далеко не всегда формируют ясное очертание арктической зоны как некоего обособленного объекта. Должны учитываться соображения государственного управления в условиях новых вызовов и угроз для национальной безопасности и территориальной целостности  нашей страны на Севере Европы и в Арктике. Введение понятия субарктической территории по отношению к приграничным субъектам СЗФО должно сопровождаться их признанием как геостратегических территорий.

Лес, порты и безопасность: что ждёт Северо-Запад России?

Страны Запада на данный момент  ввели около 29 тысяч экономических и политических санкций и продолжают готовить новые рестрикции.  Часть из них будет оказывать влияние на российскую экономику  длительное время. Для экспортно-ориентированных экономик приграничных арктических и субарктических территорий Северо-Западного федерального округа рынок  Евросоюза  вплоть до 2022 года, был приоритетным. Кроме того, Финляндия была  крупнейшим транзитным партнёром. В свою очередь, отечественные предприятия закупали в высокоразвитых европейских странах, в том числе и в Финляндии, оборудование для лесопромышленного комплекса, металлургии и других секторов региональных экономик данных территорий. По инициативе Запада товарооборот ЕС и РФ в 2024 г. по отношению к 2021 г., по данным Евростата, сокращён на 73%  к  уровню 2021 г.    

При этом, судя по структуре товарооборота 2024 года, Евросоюз продолжал импортировать из РФ хотя и сократившиеся в 2 раза с 2021 года, но всё же довольно крупные  объёмы никеля и никелевого штейна (по данным Евростата, на сумму около 1 млрд. евро). Основным российским экспортёром является Кольская горно-металлургическая компания  концерна «Норникель».  Товарооборот Республики Карелия и Архангельской области со странами, входящими в Евросоюз, практически свёрнут.  Безусловно, это сказалось на состоянии экономик, прежде всего промышленности, приграничного арктического и субарктического Северо-Запада.

Динамика индекса промышленного производства за 2021 – январь-февраль 2025 г.г. в Республике Карелия, Мурманской и Архангельской областях (в процентах к предыдущему году) Составлено автором по данным Росстата:

Приведенные данные отражают последствия санкционного давления Запада на промышленность приграничных арктических и субарктических территорий. Кроме того, примем во внимание, что основные сектора обрабатывающей промышленности в значительной мере зависят от импорта. Особенно это касается лесопромышленного комплекса (ЛПК), который является наиболее крупным сектором промышленности Республики Карелия  и Архангельской области.

С учётом полного разрыва многолетних экономических связей с поставщиками технологий, машин и оборудования из «недружественных» стран, и удалённости потенциальных партнёров из «дружественных» стран, существует риск снижения конкурентоспособности  продукции  ЛПК региона Белого моря  на мировом рынке . Кроме того, как показывает практика предприятий, попытки заместить западных партнёров на поставщиков оборудования из Китая, других стран Востока и Юга  далеко не всегда решают проблемы.  Складываются предпосылки  импортзависимости  новой географической ориентации.

По всей видимости, нам придётся, не отказываясь от поиска партнёров в «дружественных» странах, постепенно, но неуклонно, создавать и развивать отечественное машиностроение для лесопромышленного комплекса, максимально приближенное к регионам, специализирующимся на производстве товаров ЛПК.

Поэтому выход из сложившейся ситуации видится в выработке новой стратегии развития ЛПК на период до 2035 года в тесной увязке со Стратегией пространственного развития РФ и федеральных округов, в частности Северо-Западного федерального округа. Полагаем, в этой Стратегии следовало бы наметить меры государственной поддержки этого сектора машиностроения, в частности применение пониженной ставки кредитования приоритетных проектов.

После вступления в НАТО Финляндии (апрель 2023 г.) и Швеции (март 2024 г.) началось военно-техническое освоение  территорий этих стран США и их союзниками. В соответствии с соглашением об оборонном сотрудничестве между США и Финляндией (Defence Cooperation Agreement, DCA) от 18 декабря 2023 г., США получили доступ к 18 военным объектам в Финляндии, в том числе к 5 – в Северной Финляндии.   В ответ на стремление Запада сдерживать развитие России в высоких широтах было принято решение о развёртывании Ленинградского военного округа, создании в Карелии армейского корпуса и усилении Северного флота. Естественно, это предполагает переезд на приграничные арктические и субарктические территории СЗФО  десятков тысяч военных и членов их семей, модернизацию существующих и создание новых военно-технической, пограничной, энергетической, транспортной и  социальной инфраструктур. 

Фото: Финские солдаты осматривают полигон, предоставляя информацию о цели пролетающему над ним истребителю F-16 Fighting Falcon ВВС США 19 июля 2022 года в Графенвере, Германия, во время учений Dynamic Front 22. (Источник – Flickr, NATO)

Новые внешние вызовы и угрозы для национальной безопасности и территориальной целостности России, как никогда после окончания Великой Отечественной войны,  в значительной мере определяют выбор приоритетов пространственного развития для западной части российской Арктики и прилегающих к ней субарктических территорий.

В Российской Федерации постепенно преодолевается дефицит стратегического пространственного планирования. В самом конце 2024 года Правительство РФ утвердило Стратегию пространственного развития РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.  Данная  Стратегия, несомненно, гораздо глубже отражает сложившуюся отечественную проблематику пространственного стратегирования, чем аналогичный документ  2019 года. Основным пространственным приоритетом определена система опорных населённых пунктов, которые формируют системы расселения, инфраструктуры и экономики РФ и обеспечивают развитие прилегающих к ним территорий.

Хотелось бы обратить внимание на ряд проблем стратегирования, которые пока не нашли решения.

Во-первых, с 2020 года  прекращено стратегирование на уровне федерального округа. Таким образом, задача сбалансированного пространственного развития 11 субъектов Федерации на гигантской территории СЗФО 1 млн. 687 тыс. кв. км формально остаётся в компетенции Минэкономразвития РФ и решается, на наш взгляд, далеко не лучшим образом. На практике, субъекты Федерации, как правило, не стремятся согласовывать свои наработки в стратегическом планировании даже с соседями, ограничиваясь согласованием федерального Центра. Межрегиональная конкуренция в федеративном государстве допустима. Однако нередко  конкуренция за преференции и инвестиции приводит к нерациональному использованию ресурсов. Сегодня, когда приграничные территории Северо-Запада оказались перед необходимостью переориентировать грузопотоки в направлении Востока и Юга, особенно выпукло видна неразвитость широтных  маршрутов межрегионального  транспортного каркаса Северо-Запада России.

Федеральный Центр не решился делегировать аппаратам полномочных представителей Президента России в округах функцию координации социально-экономического развития территорий. Однако в   реалиях новых внешних вызовов и угроз для России на Севере Европы и в Арктике, как нам представляется, необходимо вернуться к идее создания территориального органа Правительства России в СЗФО, наделённого полномочиями координирования развитием субъектов Федерации.

Сегодня необходимость в институциональных изменениях в государственном управлении в макрорегионах очевидна. По нашему мнению, назрела необходимость внести соответствующие изменения в основы государственной политики регионального развития РФ до 2025 года, утверждённые Указом Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13. Предлагаем  Правительству РФ подходить к пространственному стратегическому планированию на территории  региона Белого моря, как к единому экономическому пространству для сбалансированного развития инфраструктуры, взаимосвязанных секторов промышленности, сферы услуг регионов.

Во-вторых, обратим внимание на некоторые значимые проблемы развития транспортно-логистического каркаса Беломорского региона.  Общая миссия Беломорского региона в межрегиональном разделении труда РФ может быть определена как ресурсно-транзитная. Обладая богатыми природными ресурсами, солидным промышленным потенциалом,  регион Белого моря выполняет важнейшую транзитную функцию.

Северный морской путь (СМП), берущий начало в портах Белого и Баренцева морей,  в складывающейся геополитической и геоэкономической ситуации, будет обеспечивать нарастающие объёмы широтных грузоперевозок в режиме  каботажа (между портами России на Балтике, Белом и Баренцевом морях и отечественными портами по трассе СМП), а также международных и транзитных перевозок. 16 мая 2025 года Президент России В. В. Путин поручил  Правительству РФ совместно с Госкорпорацией «Росатом» разработать и утвердить финансово-экономическую и организационную модель формирования Трансарктического  транспортного коридора Санкт-Петербург – Мурманск – Архангельск – Владивосток.   Значение этого маршрута, называемого также Большим СМП, для региона Белого моря трудно переоценить. Одновременно Президент поставил задачу в ближайшие годы нарастить мощности Мурманского морского порта не менее чем в три раза, а в перспективе выходить и на большие показатели.

В 2024 году объём грузовых перевозок по СМП, по данным госкорпорации «Росатом»,  достиг 37,9 млн. тонн.   Однако заметим, что по итогам 2024 года, по данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот Мурманского порта составил 52,1 млн. тонн (-10, 3% к 2023 году), грузооборот Архангельского порта составил только 2,6 млн. тонн. 

Предстоит решить проблему синхронизации развития железнодорожной и портовой инфраструктур.  Прогнозируемый быстрый рост каботажных, международных и транзитных перевозок по СМП, во избежание образования «узких мест» на железных дорогах, уже в ближней перспективе может вызвать потребность частично перераспределить грузопотоки в направлении порта в Беломорске, других портов Белого моря, а также на Беломорско-Балтийский канал. Целесообразность развития порта в Беломорске с грузооборотом не менее 10 млн. тонн в год была аргументирована в мастер-плане развития Кемско-Беломорской агломерации, который подготовили и защитили ВЭБ РФ и институт пространственного проектирования КБ «Стрелка».

ББК (Беломорско-Балтийский канал, сокращённо «Беломорканал» или ББК, прим. редакции) может рассматриваться, прежде всего, как резервная магистраль с учётом новых вызовов и угроз для России на Севере Европы и в Арктике. Канал позволяет в несколько раз сократить срок, необходимый для переброски кораблей среднего и малого водоизмещения с Севера на Балтику, причем без необходимости осуществлять переход вокруг Скандинавии. Имеются предпосылки перевода на канал части грузооборота Октябрьской и Северной железной дорог.

Фото: Беломоро-Балтийский канал (Источник – РИА Новости / Илья Тимин)

В п. 13 Стратегии развития АЗРФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года  предусмотрено комплексное развитие инфраструктуры морских портов и морских судоходных путей в акваториях СМП, Баренцева и Белого морей, расширение судоходства по ББК, а в п. 24 Стратегии поставлена задача модернизации ББК, которая  отнесена к основным направлениям её реализации в Республике Карелия.  Основной фактор, влияющий на определение экономической эффективности дорогостоящей модернизации канала, является достаточность грузо-отправительной базы, которая формируется в основном в регионах Центра и Поволжья для территорий АЗРФ и транзита по СМП. Решение этого вопроса без увязки со стратегией развития  Единой глубоководной системы европейской части РФ, в которую входит ББК, вряд ли возможно.

Именно в европейской части нашей страны находится своеобразный перекресток, где пересекаются два транспортных маршрута, связывающих Восток с Западом и Север с Югом – «Транссиб» и международный транспортный коридор «Север – Юг».  К ним мы бы добавили «Белкомур» – железнодорожную магистраль Архангельск – Сыктывкар – Соликамск протяжённостью 1160 км, предусматривающую сквозное сообщение промышленных территорий Урала с портами Северо-Запада АЗРФ. «Белкомур» выходит на «Транссиб», что важно для России с учётом смещения экспортно-импортных потоков в направлении Китая. Этот проект, к которому за последние 30 лет неоднократно возвращались в стратегии развития транспортной инфраструктуры РФ, но откладывали по тем или иным причинам, в настоящее время, по нашему мнению, востребован как никогда. Рассчитываем на то, что вопросы устранения «узких мест» в комплексной транспортной системе западной части АЗРФ будут в ближайшее время в  повестке Государственной комиссии по вопросам развития Арктики и создаваемого в настоящее время Проектного офиса  на базе государственной корпорации «ВЭБ.РФ».  

Валерий Шлямин специально для сетевого издания «Арктический век».  

Поделиться:

Ещё статьи: