Самая северная в мире атомная теплоэлектростанция принадлежит России и является плавучей, что в свою очередь делает её ещё более уникальной. ПАТЭС проекта 20870 «Академик Ломоносов» в настоящее время находится в порту города Певек на Чукотке. Её строительство началось в 2007 году, а в промышленную эксплуатацию объект был введён в 22 мая 2020 года. Однако о преимуществах плавучих источников энергии в нашей стране заговорили почти столетие назад, и полвека как успешно научились их использовать.
Конструкторское бюро по проектированию судов «Вымпел» в наши дни на слуху почти у каждого. Ведь именно эта проектная организация обеспечивает страну ледоколами, судами арктического класса, научно – исследовательскими, пассажирскими и инженерными сооружениями самых разных уровней сложности.
Компания была создана 1 января 1922 года. А своим «золотым веком» считает годы с 1961-го по 1990-ый. В то время бюро называлось ЦКБ – 51 и среди его наиболее значимых проектов, отмеченных Государственной Премией Совета Министров СССР, была плавучая газотурбинная электростанция (ПЛЭС) «Северное Сияние».

Фото: ПЛЭС «Северное Сияние» (Источник – КБ «Вымпел»)
Обеспечить «Северное Сияние»
Главным конструктором этой не имевшей аналогов в мире разработки выступил Пётр Иосифович Цыганков. Однако значительный вклад в успешную реализацию проекта внёс также его коллега Николай Кузьмич Кухто. Впервые в истории судостроения было принято решение создать гибрид электростанции и корабля. Таким образом, инженеры убили одним ударом двух зайцев – электростанция могла транспортироваться в любую точку страны по воде. Ради этой функции и затеяли весь проект. Ведь строить в труднодоступных районах Крайнего Севера было очень дорого и трудозатратно, а иногда и вовсе невозможно даже обычные сооружения, а уж об электростанциях и речи не велось.

Фото: Николай Кузьмич Кухто (Источник – Википедия)
Но стояла и другая задача перед новым плавучим аппаратом – поддержание боеготовности военного флота. И несмотря на то, что времена, когда об этом впервые заговорили в 1930-х годах с их внешнеполитическим напряжением были уже позади, учли в какой-то мере и это «пожелание». Конечно, строить «полярные танки» для Арктики, превращающиеся из гусеничного вездехода, шагающего по льду, в судно сползающее в воду, Министерство энергетики и электрификации СССР не было готово, а вот к идее создания их версии в виде плавучих электростанций для Севера отнеслось с большим интересом. В итоге по заказу ведомства в 1969 году и была построена первая в СССР «плавучка» с газотурбинной энергоустановкой мощностью 20 тысяч кВт.

Фото: ПЛЭС «Северное Сияние» (Источник – River-forum.ru)
После того как проект был одобрен руководством страны, начиная с 1969 года, на Тюменском судостроительном заводе было построено шесть таких электростанций. Они предназначались для промышленных объектов и рабочих посёлков в Арктической зоне страны и обеспечивали теплом и электроэнергией самые отдалённые и остро нуждающиеся в тепле территории.
Сама же ПЛЭС без какого-либо риска выдерживала температуры до минус 65 градусов по Цельсию. Чтобы электростанции не вмерзали в лёд, по их периметру устанавливалась специальная система труб с горячей водой, выбрасываемой в водоём. ПЛЭС работала на дизельном, моторном и газообразном топливе.
Для реализации проекта был выбран не самый крупный судостроительный завод страны, поэтому в работу включились все специалисты, находившиеся в распоряжении предприятия.
Задуманная ПЛЭС не была самоходным судном и требовала буксировки. Чтобы обеспечить предполагаемый функционал, корабль сделали однопалубным с трехъярусной надстройкой. Энергетическую установку разместили в корпусе на втором дне. А запасную турбину в соседнем помещении. В случае аварии команда из 26 человек за пару часов обеспечила бы подачу энергии, подключив запаску. Все необходимые для функционирования аппараты и станки находились в этом же отделении. Помещения для команды располагались на главной палубе. Здесь были оборудованы столовая, химлаборатория, служебные помещения. Помещения щита управления и распределительных устройств, жилые каюты и санбытовые узлы расположили в надстройке. По настоянию разработчиков, корпус судна разделили на 6 отсеков, каждый из которых был отделён от соседних водонепроницаемыми переборками.
Уникальности проекту добавляло и то, что в помещения ПЛЭС можно было попасть, не выходя наружу.
На реализацию проекта работали девятьсот поставщиков со всей страны. И, несмотря на высокий уровень заинтересованности сверху, и всевозможные распоряжения, предписывающие оказывать всевозможное же содействие предприятию и всей команде проекта, зачастую руководству завода приходилось подключать, в том числе, и личные связи, и где-то идти на различные «хитрости» чтобы успеть выполнить поручение государственной важности в срок.



Фото: Приказ Директора Тюменского судостроительного завода (Источник – Государственный архив Тюменской области)
Несмотря на все эти сложности и, даже, пожар при производстве электросварочных работ в газотурбинном отделении строящегося судна, в духе советского времени проект завершили вовремя.
Судьбы «сестёр»
Первой с конвейера сошла электростанция проекта 1527 «Северное Сияние – 1».

30 апреля 1969 года уникальное судно было спущено на воду с берега реки Туры. Размеры корабля – электростанции были внушительны: длина – 75 метров, ширина – 16,7, а высота – 21 метр. Ошибка в расчётах или недооценённая «крупногабаритность» судна стали ли виной, но во время спуска тросы, державшие судно, порвались. Этот момент остался запечатлённым на фотографии из документов Фотофонда Государственного архива Тюменской области. Ошибку исправили прямо «на ходу», не повредив судна. Следующие пять спусков ПЛЭС прошли в штатном режиме.
7 декабря 1970 года, пройдя более десяти тысяч километров из Тюмени до Якутии, плавучая электростанция дала первый ток в Зелёном Мысе Нижнеколымского района Якутии и проработала там 35 лет, до начала 2005 года.
В дальнейшем ПЛЭС проекта, по данным КБ «Вымпел», имели следующие показатели: длина – 74,8 метров, ширина – 17 метров, высота борта – 3,7 метра, осадка – 2,18 метра. Численность команды увеличилась до 38 человек.
ПЛЭС «Северное Сияние – 2» покинуло Тюмень в июне 1971 года и прибыло к месту работы в Печоре. Эта электростанция отработала до 2013 года и была утилизирована только в 2015 году.

Фото: ПЛЭС «Северное Сияние-3». (Источник – Ефим Потапенков)
ПЛЭС «Северное Сияние – 3» работала в Жатае. Судно вошло в состав предприятий РЭУ «Якутскэнерго» Минэнерго СССР 19 мая 1973 года. Уже через три недели электростанция вышла в плавание по Северному морскому пути (СМП) из Тюмени до Тикси. В середине осени ПЛЭС прибыла в посёлок Сангар.
Случившаяся авария в шахтёрском посёлке вынудила команду «Северного сияния-3» произвести первый запуск и отработать зиму на реке Лена.
До места «постоянной приписки», в посёлок Эльдикан, ПЛЭС дошла только 6 августа 1974 года, где и проработала также 35 лет, до 2009 года.

Фото: ПЛЭС «Северное Сияние – 4». (Источник – basov-chukotka.livejournal.com)
Четвёртая ПЛЭС Тюменского судостроительного завода в специальном морском исполнении — имела повышенную мощность, 24 тысячи кВт и была спущена на воду в 1975 году и её «домом» до 1999 года стал Мыс Шмидта село Рыркайпий. Электричество было здесь нужно, в первую очередь, для обеспечения работы автобазы. Посёлок считался вторым, после Певека, крупным очагом цивилизации в Восточном секторе советской Арктики.

Фото: Место расположения ПЛЭС «Северное Сияние – 4»(Источник – basov-chukotka.livejournal.com)
Эта единственная взорвавшаяся и сгоревшая электростанция в Заполярье, по некоторым данным, в сентябре 2010 года. О судьбе этой ПЛЭС до сих пор очень мало информации. Есть версия что она цела и до сих пор дрейфует в арктических водах как корабль – призрак.
В городе Надым в настоящее время работает ПЛЭС «Северное Сияние – 5» 1978 года выпуска, а шестая, 1983 года, после произошедшей на ней аварии, остаётся рядом с «сестрой» в качестве донора. Обе эти электростанции были переведены в Надым в 1992 году. На пятой ПЛЭС проведены работы по модернизации как оборудования, так и внутреннего интерьера. Специалисты уверены, что пятая ПЛЭС проекта 1527 станет настоящей долгожительницей.
Так сложилась судьба уникального проекта советских плавучих электростанций, но, кто знает, какие ещё повороты истории ждут Арктику и её обитателей!?
По материалам:
Государственный архив Тюменской области
Поделиться:
Ещё арктические новости: