Капитан Арктики Михаил Белоусов

Мечтая мальчишкой о кораблях, знал ли он, что в годы Великой Отечественной войны возглавит Арктический флот страны, пройдя путь от матроса до капитана флагманского ледокола «Иосиф Сталин» Главсевморпути?

Михаил Прокофьевич Белоусов. Фото: сайт “Полярная почта”

Михаил Белоусов – капитан арктических ледоколов

На заре ХХ века, 12 ноября 1904 года, в городе Ростов-на-Дону, в крестьянской семье родился будущий Герой Советского Союза Михаил Прокофьевич Белоусов.

Семья Михаила была простой крестьянской, как и множество других в городе. Отец служил на винном складе рабочим, мать воспитывала детей. Жизнь была тяжёлой и однообразной, но Белоусовым повезло, ведь дом, где они жили располагался прямо у Ростовского порта, где всегда бурлила жизнь. Мальчишки днями околачивались в порту. Среди них и Миша. Главным развлечением для мальчика были рассказы моряков. Он слушал эти удивительные, порой щедро сдобренные вымыслом, истории и мечтал о морях. Родители, видя эту лихорадочную страсть, начали искать возможность устроить сына на учёбу с дальнейшим прицелом на морское ремесло.

Ростов-на-Дону. Набережная (точная дата фотографии и автор неизвестны (1900 – 1917 гг.)
Фото из открытых источников

В 1913 году отец сумел устроить Мишу в Петровское реальное училище. Парень учился хорошо, впитывал как губка всё, что только могли дать ему учителя. Учёба в училище не избавляла от постоянных поисков заработка, поэтому в 15 лет Михаил начал работать. Первым местом его трудового пути стал Новочеркасский сельскохозяйственный институт, куда юношу приняли на работу в качестве землекопа. Однако уже через год мечта Михаила сбылась, и в 1920 году ему удалось устроиться юнгой на частные рыбачьи суда, выходившие в Азовское море. Первая настоящая встреча с морем только укрепила любовь парня к нему. Понимая, что крайне необходимо продолжать учёбу, осенью 1922 года Белоусов поступил на морское отделение Ростовского политехникума водных путей сообщения. Уже в следующем 1923-ем году летом он вместе с командой шхуны «Агитатор» вышел в Чёрное море. В 1925 году Михаил Белоусов успешно сдал выпускные экзамены, получил звание штурмана дальнего плавания и направление на службу на Дальнем Востоке.

Пароход “Индигирка”. Фото из открытых источников

Морская жизнь началась с должности помощника штурмана на пароходе «Индигирка», но почти сразу он был назначен штурманом на пароход «Память Ленина», а затем «Приморье» и «Шатурстрой». Из-за учёбы и распределения, в армии Михаилу пришлось служить в два этапа: в солдатской форме с ноября 1926 года по декабрь 1927 года, и в офицерской должности в 1929 году в связи с началом конфликта на Китайской Восточной железной дороге. Михаил Прокофьевич участвовал в боях и проявил себя отважным военным.

После службы Белоусов вернулся к работе в Дальневосточном пароходстве. Переломным стал для моряка 1932 год. С этого времени он начал выходить в море уже в качестве капитана. Первый ледокол в судьбе Михаила Прокофьевича – «Красин». Здесь он получил тот бесценный опыт, который не раз пригодился ему в будущем.

Ледокол “Красин” 1930-е годы. Фото: Музей Арктики и Антарктики (Санкт-Петербург)

С 1935 года маршруты «Красина» проходили вдоль берегов Чукотки, по Берингову проливу. Обладая уникальной конструкцией, ледокол освободил из ледового плена Арктики не одно судно, проводил по Северному Ледовитому океану караваны. Этот опыт особенно оказался ценным уже через 4 года. За образцовое выполнение сложных задач в Арктике капитан дальнего плавания Белоусов в 1937 году был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1938 года Михаила Белоусова назначили капитаном флагманского ледокола «Иосиф Сталин» Главсевморпути. В том же году в морской летописи жизни капитана и его команды свершилось ещё одно значимое событие. Несмотря на то, что на «притирку» команды и ледокола времени не было, «Иосиф Сталин» впервые в истории осуществил двойной сквозной рейс в одну навигацию из Мурманска через Северный Ледовитый океан и Берингов пролив в залив Провидения Анадырского залива (у юго-восточного берега Чукотского полуострова) и обратно тем же путём. Это был абсолютный рекорд. До этого никто не совершал подобного.

Ледокол “Иосиф Сталин”. Фото из открытых источников

Но это было только начало без преувеличения сказать героической службы капитана Белоусова и его команды. Зимой 1939-40 годов команда под его руководством вместе с сослуживцем Иваном Папаниным на ледоколе «Иосиф Сталин» вывела изо льда моря Лаптевых (в Гренландском море на 80 градусов 30 минут северной широты и 1 градус 50 минут восточной долготы, к северо-западу от Шпицбергена), дрейфовавший в течение 812-и дней ледокольный пароход «Георгий Седов». В начале января Белоусову и его команде удалось достичь рекордной широты (80 градусов 42 минуты северной широты) для свободного плавания полярной ночью. В сложнейших условиях, постоянно рискуя оказаться сжатым арктическими льдами, 13 января 1940 года ледокол «Иосиф Сталин» подошёл к «Георгию Седову». Первым делом измученным полярникам – седовцам команда передала топливо, воду и продукты. Однако ждать пока люди окончательно наберутся сил было нельзя, и капитан Белоусов отдал приказ о начале операции по выводу из ледяного плена «Георгия Седова». Команды обоих ледоколов проявляли чудеса героизма и стойкости. По завершению операции и возвращению за образцовое выполнение правительственного задания и проявленные при этом мужество и героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1940 года капитану ледокола «Иосиф Сталин» Белоусову Михаилу Прокофьевичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 391). В этом же году в Советском Союзе в честь полярника была выпущена почтовая марка.

Михаил Прокофьевич Белоусов. Фото в выпуске “Смена” №269, Май 1935. Изображение: сайт “Полярная почта”

С этого года и по 1946 год Михаил Белоусов – руководитель Арктического флота СССР.

В 1941 году началась Великая Отечественная война…

В эти страшные и тяжёлые годы капитан Белоусов только подтвердил звание выдающегося советского полярника. Сначала его назначили на должность заместителя начальника Главсевморпути при Совете Народных Комиссаров СССР, а затем и командиром ледокольного отряда, на который была возложена задача обеспечивать корабли Северного флота и проводить суда союзных держав с грузами для Красной Армии. Большая часть грузов имела статус стратегического значения. В основном они доставлялись в порты Мурманска (присвоено звание «Город – герой» в 1985 году) и Архангельска (присвоено звание «Город воинской славы» в 2009 году) из США.

За успешное выполнение задач государственной важности капитан Михаил Прокофьевич Белоусов в 1945 году был награждён медалями и орденами Отечественной войны 1-ой степени.

Указ Президиума Верховного Совета от: 08.07.1945
Архив: ЦВМА. Изображение: сайт “Полярная почта”

В послевоенные годы капитан 1-го ранга Белоусов продолжил службу в Военно-Морском Флоте СССР. Однако подорванное войной здоровье дало о себе знать. 19 мая 1946 года легендарный полярник скончался от разрыва сердца. Герой Советского Союза похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы, а на фасаде здания, в котором он проживал в столице нашей страны, установлена мемориальная доска. Всю свою жизнь капитан посвятил изучению и освоению Арктики.

Представление на награждение от: 08.07.1945
Архив: ЦВМА. Изображение: сайт “Полярная почта”

Имя Михаила Белоусова носят мыс на острове Циглера в Баренцевом море, мыс в Антарктиде, гора на острове Врангеля в Чукотском море, улица в Мелитополе, где он жил, и два ледокола Арктического флота СССР (1946 и 1953 годов выпуска). История одного, по причудливому стечению обстоятельств исторической судьбы, ставшему единственным ледоколом Украины, в 20-е годы века уже XXI-го открыла ещё одну удивительную страницу своей истории.

Ледокол «Капитан Белоусов»

Из Великой Отечественной и Второй мировой войн Советский Союз вышел, потеряв 27 миллионов человек. Страна была разрушена, отстраивать её нужно было фактически заново. Своим бывшим «союзникам» СССР за их «помощь в борьбе с фашизмом» был должен денег. Тем временем они создавали НАТО и активно готовились к новой войне. Начиналась ядерная гонка. Налаживать полноценное транспортное сообщение было важнейшей задачей.

В 50-е годы в стране развернулась настоящая стройка века по всем возможным направлениям. Измученные войной люди совершали сверхчеловеческий трудовой подвиг во имя будущих поколений.

Строились и новые корабли. В условиях нарастающего политического напряжения суда усиленного ледового класса имели особенную ценность, но даже им требовалась ледокольная проводка. Строить мощные ледоколы необходимого класса страна могла, но на это требовались значительные средства для возведения необходимой инфраструктуры. Пришлось идти на сделку с бывшим врагом – союзницей Гитлера во Второй мировой войне Финляндией. Страна незначительно пострадала в военные годы, сохранила инфраструктуру, значительно обогатилась на оккупации Советской Карелии, используя ресурсы республики и силы заключенных, организованных финнами в Карелии концлагерей, а также уже получала всю необходимую поддержку Запада в эти послевоенные годы. Советский Союз принял предложение финской стороны по строительству нового ледокола по проекту недавно построенного финского «Voima». В проект советские инженеры внесли некоторые изменения, и в 1952 году ледокол был спущен на воду. В эксплуатацию корабль, получивший имя легендарного советского полярника, капитана дальнего плавания и Героя Советского Союза Михаила Белоусова, был принят спустя два года, в 1954-ом.

Ледокол “Капитан Белоусов”. Фото из открытых источников

Принял корабль под своё командование опытный капитан Фёдор Иванович Федосеев. После «Капитана Белоусова» в последующие два года были построены также «Капитан Воронин» и «Капитан Мелехов» (1955 и 1956 годы соответственно).

«Капитан Белоусов» был построен по дизель-электрической схеме. Длина корпуса составляла чуть более 83 метров, а осадка 7 метров. В движение судно приходило с помощью 4-х гребных винтов, двух кормовых и двух носовых. Каждый винт вращался своим электродвигателем, получающим энергию от дизельных генераторов общей мощностью 10500 лошадиных сил. Советским инженерам было ясно, что, например, в Балтийском море ледокол с носовыми винтами для борьбы со льдом справится играючи. Другое дело Арктика. Именно поэтому судно бросили с первых дней в сложные условия. Портом приписки ледокола стал Мурманск. Внесённые инженерами изменения подтвердили свою целесообразность, и навигацию 1955 года ледокол отработал без нареканий. Если не сказать больше. Ведь «Капитан Белоусов», кроме основной работы, успешно выполнил спасательную операцию по поиску и оказанию помощи полярникам, разбившимся на вертолёте у земли Георга в Арктике.

Ледокол “Капитан Белоусов”. Изображение из открытых источников

Однако уже в 1957 году на трассах Северного Морского пути команда ледокола столкнулась с серьёзными неприятностями. Навигация началась почти на месяц позже обычного, ледокол, ведший караван до порта Диксон, вышел из Мурманска с опозданием. Погодные и ледовые условия оказались сложнейшими. В тот год в задачу кроме проводки гражданских караванов была поставлена проводка Экспедиции особого назачения-67 (ЭОН-67), в караване которой следовали надводные военные корабли, подводные лодки и вспомогательные суда. Тяжёлые льды встретились сразу к востоку от Диксона, караваны двигались медленно, выбиваясь из расчётного графика. Дойдя до пункта назначения, ледокол направился дальше на восток. По маршруту следования судно наскочило на мель («банку»), неотмеченную на карте, и получило пробоину в корпусе, поломку всех лопастей и погнутый гребной вал одного из носовых винтов. Вернуться в порт для ремонта в таких тяжёлых ледовых условиях у команды не было никакой возможности – впереди стояли зажатые льдами суда, ждавшие помощи ледокола.

Ту навигацию «Капитан Белоусов» отработал без одного винта, также, как и капитан, подаривший имя кораблю, поставив своего рода рекорд стойкости.

Почтовая марка с изображением ледокола “Капитан Белоусов”.
Изображение из открытых источников

В сентябре было получено указание возвращаться в Мурманск на ремонт. Но и здесь аномальная ледовая обстановка внесла свои коррективы. «Капитан Белоусов» с ещё несколькими ледоколами («Капитан Воронин» и «Александр Сибиряков») оказались зажатыми льдами в море Лаптевых. Все трое имели поломки разной степени сложности в результате сложнейшей навигации. Вырваться из ледяного плена не получилось. Все суда остались зимовать. Они и в этом оказались уникальными. Дело в том, что «зимовка ледоколов» 1957 года стала последней в ледокольной истории России. Попытка что-то решить на месте была всё же предпринята. К ледоколу на самолёте доставили замминистра Морского флота, опытного полярника Василия Бурханова. Чтобы принять самолёт, члены команд собственными силами подготовили посадочную полосу прямо на льдине. После тщательных осмотров и ряда напряжённых совещаний, Бурханову пришлось согласиться с тем, что придётся зимовать. Часть экипажа с каждого судна забрали самолётом. Во льдах остались только добровольно вызвавшиеся. Именно эти моряки собственными силами всю зиму проводили ремонт ледоколов, в то время как силами военной авиации было организовано обеспечение зимовщиков всем необходимым. Удалось даже доставить части гребного винта для «Капитана Белоусова». К выходу из дрейфа в 1958 году ледокол был исправен и выполнил все задачи новой навигации. Моряки вернулись в родной Мурманск только осенью 1958 года, проведя в общей сложности полтора года во льдах. Новым капитаном «Белоусова» в том же году стал Константин Константинович Бызов.  

В Арктике ледокол служил до 1975 года, когда возникла необходимость в мощном ледоколе на Азовском море. Из-за мелоководности это море по сложности ледокольных проводок не уступает арктическим. Было принято решение о переводе «Капитана Белоусова» в южный порт Мариуполя. Спустя 70 лет со дня рождения капитана Михаила Белоусова, ледокол, гордо носящий его имя, приступил к службе менее чем в двухстах километрах от места рождения легендарного полярника. Вот и вернулся Белоусов на Азовское море. Служба шла легко. Небольшие размеры позволили ледоколу легко маневрировать в этих водах и мелкобитных льдах. На счету «Капитана» множество успешно выполненных задач.

Домой!

В 1992 году Украина вышла из состава СССР, оставив за собой и «Капитана Белоусова» на основании места приписки. Так он стал единственным ледоколом этой страны. В 2004 году украинский нацбанк выпустил памятную монету номиналом 5 гривен с изображением «Капитана Белоусова» (спустя двадцать лет, в 2024 году, эта монета представлена знаками Зодиака).

Памятная монета нацбанка Украины в 5 гривен. 2004 год.
Изображение из открытых источников

В 2023 – 2024 году – по иронии судьбы, к 120-летию со дня рождения Михаила Белоусова – в ходе Специальной военной операции ледокол вернулся в Россию. Этой зимой «Капитан Белоусов» и буксиры ледового класса «Капитан Маркин» и «Капитан Меркулов» осуществили проводку судов в порту Мариуполь. Морские порты Мариуполь и Бердянск относятся к категории замерзающих, в их акватории зимой судоходство обеспечивается с помощью ледоколов.

Ледокол “Капитан Белоусов”.
Фото из открытых источников

Так что у «Капитана Белоусова», как всегда, впереди много работы.

Рина Румянцева по материалам Полярная Почта, “Герои огненных лет. Очерки о москвичах – Героях Советского Союза: Книга седьмая”, Отечественные морские ледоколы. От «Ермака» до «50 лет победы»

Поделиться:

Ещё статьи: