Развитие СМП на учениях «Безопасная Арктика – 2023»

Продолжается работа над созданием инфраструктуры Северного морского пути – важнейшего транспортного коридора национального и мирового значения. Актуальные вопросы обсудили на круглом столе в рамках учений «Безопасная Арктика – 2023».

На данный момент, главным документом по развитию Северного морского пути является Распоряжение Правительства от 1 августа 2022 года №2115-р, подписанное Председателем Михаилом Мишустиным.

Данное распоряжение утверждает план развития СМП до 2035 года. Он предусматривает обязательные трёхсторонние соглашения между Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, Росатомом и основными грузоотправителями.

Согласно этому плану для обеспечения безопасности судоходства СМП необходимо 416 млрд рублей, из них 196 млрд уже подтверждено.

Данный план предполагает строительство половины аварийно-спасательного флота – в настоящее время Министерство транспорта строит 16 вспомогательных судов, и 4 строящихся центров Министерства по чрезвычайным ситуациям, которые фактически будут опорными пунктами для восточной части Российской Арктики.

Формирование отдельной системы мониторинга экологической обстановки на СМП является важной задачей.

Несколько лет назад была сформирована отдельная инициатива западными бизнес-организациями Arctic Flesh, которая предполагает бойкот и публичный отказ от перевозки грузов по СМП, ссылаясь на то, что это наносит ущерб окружающей среде.

В 2021 году было проведено уникальное исследование Центром морских исследований Московского государственного университета при участии исследователей из Финляндии, Норвегии, Исландии, Великобритании и Франции. На 50 станциях ученые проверяли и замеряли состав воды, воздуха, донных отложений, микропластика. В 2022 году к исследованиям были привлечены эксперты из Китая, Индии, Египта, Турции, Малайзии, ОАЭ.

Результаты исследований показали, что развитие судоходства не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. Сейчас задача перевести этот мониторинг на государственный уровень.

В рамках учений Безопасная Арктика представители Росатома также предложили создать отдельный формат встреч между МЧС и Советом участников судоходства, который объединяет основных грузоотправителей, чтобы услышать их точку зрения на понимание рисков и вызовов с которыми они сталкиваются.